Очередное мероприятие в нашей школе было посвящено приближающемуся празднику – 70-летию Великой Победы. 23 апреля классный руководитель Воронцова Валентина Александровна провела урок мужества. Она рассказала девятиклассникам о судьбе нашего земляка – учителя – художника – поэта -ветерана Великой Отечественной войны - Романова Григория Павловича.
Свиньин (Романов) Григорий Павлович родился 8 июля 1925 г. в д.Лапино Беломорского района РК в крестьянской семье. Отец – Павел Родионович работал сплавщиком, мать – Анна Ивановна в колхозе. В семье кроме него было два старших брата Федор и Константин, старшая сестра Елена и младшая Люция. Жили небогато. Когда Григорий учился в 5-м классе трагически погиб отец. С детства пришлось работать : в лесу, на озере и в поле. После окончания Лапинской начальной школы учился в п.Сумский Посад, где была средняя школа, жил в интернате. В 1942 году после окончания 8-го класса стал работать секретарем Лапинского сельсовета. В феврале 1943 года был призван в армию. Проходил учебу в 7-й Гвардейской воздушно-десантной бригаде в г.Звенигород Московской области. С ноября 1943 года на фронте. К этому времени десантные войска были преобразованы в стрелковые части. Службу проходил в 351 Гвардейском стрелковом полку, который был сформирован на базе 7-й ВДБ. Был командиром отделения, воинская специальность -пулеметчик. Дошел до Венгрии. 16 марта 1945 года началось наступление Красной Армии с целью прорвать оборону немцев в районе озера Балатон. Оборонялись немецкие и венгерские эсэсовские части. Линия обороны была сильно укреплена.При ее прорыве Григорий Павлович был тяжело ранен.В результате разрыва мины получил 14 осколочных ранений в ноги. Как он говорил, если бы мина взорвалась бы чуть дальше, шансов выжить уже не было. После ранения он в течение двух суток лежал на поле боя. Его второй номер – Николай Майба подхватил пулемет и пошел дальше в атаку, но прошел только метров 100 и тоже был ранен. Самые страшные воспоминания по его словам он сохранил о том, когда его уже подобрали с поля боя (похоронная команда) и отвезли в полевой госпиталь. Ночью немецкая танковая дивизия стала прорываться из окружения почти по расположению госпиталя. Те из раненых, кто мог уйти, ушли , остались только тяжелораненые, кто не мог ходить, в том числе и он. Палатка погрузилась в темноту и раскачивалась от взрывов. Так продолжалось почти до утра. Наши танкисты остановили врага всего за несколько сотен метров от госпиталя. После ранения он проходил лечение в г.Бухарест , затем в г.Баку, где и встретил победу. В июле 1945 г. был выписан из госпиталя.
Награжден боевыми медалями «За отвагу» , «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг.» и многими юбилейными наградами.
Был признан инвалидом 1 группы, т.е. не мог работать. Приехав на родину был вынужден отказаться от инвалидности, поскольку пенсия была мизерной. До 1947 г. работал в библиотекарем в избе-читальне в д.Лапино. В сентябре 1947 г. поступил на учебу в школу по подготовке руководящих кадров сельского хозяйства, которую закончил с отличием в 1949 г.С 1949 г. по 1950 г. работал в колхозе «Возрождение» в Беломорском районе. В 1951 году закончил экстерном Сортавальский техникум сельского хозяйства и получив среднее образование поступил в Петрозаводский учительский институт, который закончил в 1953 году.
В августе 1953 г. был принят на работу учителем математики в Шуньгскую семилетнюю школу. С 1955 г. по 1963 г. трудился директором школы, с 1963 по 1982 г. учителем физики, математики. В 1961 г.заочно закончил Карельский педагогический институт по специальности математика.
Григорий Павлович писал стихи и частушки, рисовал картины, участвовал в выставках. Любил природу, охоту и рыбалку. Ходил с учениками в походы.
Григорий Павлович редко рассказывал о войне. Но полученные на ней раны всю оставшуюся жизнь не давали ему покоя.
«Ночной разговор».
Все в доме спят. Ну дай поспать немного.
Ты чуешь: только я не сплю. Один.
Скажи: куда, куда мне бросить ногу?
И что тебя тревожит. «господин»?
…С тобой мы повстречались в сорок пятом…
Давным –давно уж Гитлеру капут…
А ты, стервец, живой! Залез куда-то!
Врачи тебя. Как чудо, берегут.
Угомонись! Ну дай поспать, заноза!
Умри! Заглохни! Не один ты тут.
Твои двенадцать братьев остроносых
Исподтишка меня железом жгут.
Но я не сдамся. Не сойду с кровати.
И насмотрюсь своих тревожных снов.
А ты, осколок, той войны проклятье.
Навоевался! Хватит! Hende hoh!
|