25 ноября заместитель директора по воспитательной работе Дронова Ольга Владимировна провела совещание классных руководителей 1-11 классов по теме «Портфолио ученика», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- Что такое «портфолио ученика?» - Функции «портфолио» - Структура модели «портфолио» - Типы (составляющие) портфолио - Портфолио выпускника школы -Комплексное портфолио -Оформление портфолио.
Учитель 3 класса Амбарова Светлана Анатольевна поделилась свом опытом работы в создании портфолио ученика начальных классов, наглядно показала красиво оформленные папки (досье) на своих учеников за прошлый учебный год.
Педагоги приняли активное участие в обсуждении данной темы, внесли свои предложения и советы. В конце учебного года мы надеемся встретиться вновь и представить результаты работы.
Ждем отзывов по теме «Портфолио ученика» от педагогов и учащихся школы. Если вас заинтересовала эта тема, выскажете свое мнение. Как вы считаете, нужно ли собирать портфолио? Каковы достоинства и недостатки этой работы? Оставляйте свои комментарии.
Зачем ученику портфолио? Портфолио(от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. В июле 2003 года в Министерстве образования РФ проходил «круглый стол» на тему «Портфолио ученика». Портфолио ученика – это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за ее пределами, которая помогает последнему оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в высшем учебном заведении. Существует индивидуальное портфолио и портфолио класса. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов: 1. портфолио документов (индивид. образов. достижения, дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, др. мероприятиях); 2. портфолио работ (творческие работы ученика); 3. портфолио отзывов (характеристики, письмен. анализ отношений самого школьника к своей деятельности и ее результатам). 4. зачетная книжкка Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: 1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; 2. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; 3. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 4. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации. Портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов – при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Портфолио класса состоит их тех же трех частей, что и портфолио ученика, но здесь копится материал, касающийся всего класса. Портфолио может быть как «комплексным» так и «простым». СОВЕТЫ СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ, классному руководителю С самого начала на всём протяжении учебного процесса нужно демонстрировать детям полное доверие к ним. Необходимо помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся. Целесообразней всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности. Хотелось бы, чтобы учитель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального и интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. Для продуктивности общения нужно развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой ребёнка, класса и принимать его. Старайтесь изучить личность каждого ученика. Будьте активным участником группового взаимодействия. Открыто выражайте свои чувства в классе. Создавая в классе креативную атмосферу, надо стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
|