Приехали
мы издалека
Из
деревни под названьем Шуньга.
Чтоб
свой проект осуществить,
Надо
массу усилий приложить!
Во второй раз
приняв участие во Всероссийском конкурсе проектов 2012 года Летней музейно-этнографической
школы на острове Кижи, мы уже и не надеялись, что наш проект «Колокола Заонежья»
пройдет конкурсный отбор. И вот наша мечта осуществилась – мы оказались в числе счастливчиков – победителей конкурса.
У нас появилась уникальная возможность реализовать свой проект на острове Кижи
летом этого года. Участниками проекта стали обучающиеся кружка «ИЗО» МКОУ
«Шуньгская СОШ» в возрасте 9 - 14 лет.
Среди них: Панфилова Оксана, Агеева Ульяна, Исакова Дарья, Исакова Мария,
Васильева Екатерина, Передернина Юлия, Гусейнова Айша, Кузнецова Евгения,
Сурова Елизавета, Беляев Александр, Денисов Евгений, Папко Артем.
В
летней этнографической школе на острове Кижи в течение шести дней - с 8 по 13
июля – ребята не только получили новые знания об истории колоколов о. Кижи, об
истории происхождения колоколов; об основных видах колокольного звона, но и
познакомились с музеем под открытым небом, приобрели личный опыт общения с
мировым наследием, с сотрудниками музея.
Предлагаем познакомиться с детскими впечатлениями
и восторженными отзывами о поездке на остров Кижи.
День 1 (8 июля)
8 июля. Этого дня мы ждали несколько месяцев.
И вот он наступил. В 18.00 ч вечера школьный автобус вместе со всеми
участниками группы отправился из Шуньги в Великую Губу. Там нас ждал «Метеор»,
на который мы погрузились, и уже через 25 минут выходили на главную пристань острова
Кижи.
Остров встретил нас пасмурной погодой, но это нас не смутило. Дом – памятник в деревне Ямка, в который нас
поселили, принадлежал ранее крестьянину
Ананьеву. Хотя внутри в нем ничего необычного и старинного не оказалось,
зато снаружи он выглядел как настоящий крестьянский дом. Обстановка в нем нам
очень понравилась, поэтому на 6 дней мы окунулись в старину.
Познакомились с обаятельной и радушной хозяйкой дома Мариной Михайловной
и куратором нашей группы Натальей Анатольевной. В наши обязанности входило
содержать в порядке дом. Мы сразу договорились, что девочки будут дежурить по
кухне, а мальчики – носить воду. Вечером Наталья Анатольевна провела анкетирование
«Дерево желаний», где мы должны были описать и нарисовать наши планы и ожидания
от пребывания на острове. Надеемся, что
надежды оправдаются и каждый день, проведенный на о. Кижи, будет насыщенным и
ярким!!!!
День 2
(9 июля)
Второй день удался на славу! Знакомство с островом началось с обзорной
экскурсии, во время которой многие из нас увидели впервые главную
достопримечательность острова – Кижский ансамбль – признанный шедевр мирового
зодчества. Все были в изумлении от деревянных церквей, построенных без единого
гвоздя. В Покровской церкви услышали завораживающее церковное песнопение в
исполнении трех мужчин.
После вкусного обеда наш маршрут продолжился: в небольшой деревне
Васильево увидели красивый крестьянский дом Сергина и вновь побывали в фондах «Ткани» и «Металла». Все были поражены тем, что
смогли наблюдать такое огромное количество старинных предметов - подлинников. Нас,
конечно, больше интересовала тема «Колокола», поэтому хранительница фонда
«Металл», Попова Людмила Михайловна, познакомила с коллекцией заонежских
колоколов, имевших разные названия: воркуны или ботала. А еще мы смогли
прочитать надпись на колокольчике, привезенном нами из школьного музея, которая
гласила: «Кого люблю, тому дарю».
Наталья Анатольевна пригласила на занятие «Добро пожаловать в северный
дом!», где мы узнали об особенностях строений и о символике заонежских домов.
Вечером прошло увлекательное занятие: Марина Михайловна научила нас делать
поделку – кижского домовенка .
День 3 (10 июля)
Сегодня с утра пасмурная дождливая погода, но этот факт нас не
остановил, поскольку предстоял напряженный день. В карельском доме Яковлева
побывали на занятии «Часовенные праздники в Заонежье» у Набоковой Ирины
Викторовны, заведующей экспозиционно - выставочным сектором. Очень приятным
моментом стало награждение Кузнецовой Жени за активное участие в конкурсе
исследовательских работ «Мы – кижане».
Затем мы поднялись на колокольню в часовне Михаила Архангела, которая в
настоящее время реставрируется. А звонарь, сотрудник экспозиционно-
выставочного сектора, Игорь Хуттер рассказал много интересного о колоколах
Заонежья и продемонстрировал различные виды колокольных звонов.
От Скобелева
Олега Александровича, старшего научного сотрудника отдела истории и этнографии,
узнали о традиционном хозяйстве в Заонежье, о технике выращивания льна, ржи,
пшеницы, услышали в его исполнении уникальные эпические песни Заонежья: былины,
сказки, духовные стихи.
Позже Наталья Анатольевна рассказала нам о традициях
и обычаях посещения бани, после чего мы отправились в настоящую деревенскую
баню, которая оказалась просто великолепна!
После ужина было много свободного
времени, поэтому у каждого из нас появилась возможность подготовиться к
выставке изделий по проекту. Под руководством учителя ИЗО Андриановой Ольги
Яковлевны сделали колокольчики из соленого теста и нарисовали рисунки –
ассоциации с колоколами для оформления раскладушки.
День 4 (11 июля)
Вот уже четвертый день мы находимся на острове, и никто об этом не
жалеет. И снова мы в доме Яковлева, где сотрудники музея (ФЭТ) познакомили нас со
старинными музыкальными инструментами, с играми крестьянских детей (Кантор
Владлена Евгеньевна), прочитали лекцию о духовной культуре Заонежья и даже
разучили старинный романс с Гвоздевой Жанной Владимировной.
Встреча со звонарем Спасо - Кижского прихода Алексеем Нестеровым стала
для нас знаменательным событием, ведь тема нашего проекта «Колокола Заонежья».
Мы преодолели 68 ступенек и поднялись на самую высокую колокольню, которая
входит в Кижский архитектурный ансамбль. Завораживающий вид с колокольни:
зеркальная гладь Онежского озера, старинные деревянные часовни, поля, леса и,
конечно, звон колоколов привели в неописуемый восторг. Вот так, маленькими
шагами, узнаем все больше и больше об истории колоколов в Заонежье и о колокольных
звонах.
После обеда отправились в дом Ошевнева с целью
знакомства с «Ожившей экспозицией», где познакомились с традиционными
ремеслами: заонежской вышивкой, бисероплетением, прядением, резьбой по дереву и
изготовлением лемехов.
В методическом кабинете приняли участие в интересном конкурсе арт -
проектов «Мир в твоем окне». Каждый из ребят должен был нарисовать, а затем
представить то, что он видит из своего окна: цветы, семью, маму, озеро, речку,
птиц, небо, ночь и т.п.
Далее все участники занялись
работой над проектом, чем, собственно, мы и занялись. В первую очередь надо
было отрепетировать сказку, выучить слова, приготовить костюмы, продумать
музыкальное оформление.
День 5 (12 июля)
...Новое утро встретило нас новой экскурсией. После лекции Любимцева
Александра Юрьевича о часовнях Русского Севера, вооружившись посохами,
отправились в Пудожский сектор. Удивительно! Такая тишина! Туда даже туристов
не водят, а нам выпала такая возможность! На экспозиции дома Бутина Наталья
Анатольевна провела познавательную игру-путешествие «Кошель загадок».
Во второй половине дня предстояло пройти по
экологической тропе и узнать всё-всё о природе острова. Во время двухчасовой
прогулки Павлова Татьяна Вячеславовна, начальник отдела мониторинга и
сохранения природного наследия, рассказала о животных и растениях Заонежья, об
истории образования острова Кижи, о леднике и других природных явлениях. Больше
всего вопросов было о гадюках, встречающихся очень часто на острове. В этот
день стояла жаркая погода, и к концу экскурсии мы уже мечтали о свободном
времени, но нас ждала очередная не менее интересная экскурсия на самую высокую
точку - Нарьину гору. Особенное место на острове! Там мы услышали рассказ о
церкви и даже загадали желания!
Трудным был сегодня день, очень много ходили, но выдержали все
испытания. Вернувшись усталыми, но
довольными, после полдника принялись участвовать в конкурсе, посвященном 20-летию
Летней Музейно- этнографической школы. Необходимо было придумать гимн, флаг,
герб, девиз школы. Каждая группа представила свою творческую работу, после чего
были выбраны победители конкурса.
День 6 (13 июля)
Сегодня вечером уезжаем домой. Грустно расставаться с чудесным островом,
с которым успели подружиться. С утра, одев заонежские сарафаны и крестьянские рубахи,
отправились к дому Яковлева, где для нас провели занятие «Аптекарский огород».
Затем прошла молодежная беседа по старинному обычаю, в которой мы приняли
участие сами: играли в игры («Перепелку», «Болванчик»), исполняли танцы
(«Вьюнок», заонежскую кадриль, падэспань, краковяк) вместе с участниками
Фольклорно-этнографического театра.
После занятий состоялась защита проекта «Колокола Заонежья» - главное
завершающее мероприятие летней этнографической школы. Эмоциональный настрой был
создан уже в начале защиты проекта звоном колоколов. Оксана выступила с
небольшим докладом и показом презентации о колоколах, Ульяна рассказала об
эмблеме ЛМЭШ. Ребята показали инсценировку сказки собственного сочинения под
названием «Путешествие Царя Колокола из Москвы в Кижи», где смогли проявить в
полной мере свой актерский талант. Последним аккордом стало дружное исполнение
веселой песни - гимна школе на мотив песни «Чунга – чанга».
Кроме маленького концерта зрители смогли
познакомиться с выставкой детских творческих работ, подготовленной по итогам
работы над проектом. Это колокольчики в двух техниках: из соленого теста и папье- маше, а также
двусторонняя цветная раскладушка, составленная из рисунков детей и информации
об истории колоколов.
Руководители и участники проекта
поделились своими впечатлениями от встречи с островом Кижи, выразили
благодарность организаторам и сотрудникам музея за возможность реализовать
проект на острове Кижи.
И вот в последний раз отправляемся к Кижскому ансамблю, чтобы подняться
на площадку и увидеть, как идет реставрация Преображенской церкви. В этом нам
помог Любимцев Александр Юрьевич, главный хранитель недвижимых памятников музея
– заповедника «Кижи», который очень интересно рассказал об изучении и
реставрации памятников деревянного зодчества. Возвращаясь в д. Ямка, покачались
на деревянных качелях.
Приняли участие в литературном конкурсе, посвященном острову Кижи, а
потом выбрали лучшую работу. Тут-то и раскрылись наши творческие натуры! Кто-то
сочинил сказку, кто-то – страшилку, легенду, а кто-то просто поделился своими впечатлениями
об острове. Подвели итог и определили победителей конкурса: Панфилова Оксана (сочинение
«Кижи – родник творчества»), Агеева Ульяна (сказка «Иванушка и Полянник») и
Беляев Саша («Легенда о Змее Горыныче и богатыре Андрее Шуньгине»).
Завершилась наша программа психологическим мониторингом под названием
«Кижская дорога», где надо было обозначить шагами, какой путь прошли в течение
шести дней, где, в каких местах побывали. Перед нами предстал красочный яркий
маршрут, который мы преодолели по дорогам острова Кижи.
Сытно поужинав и попрощавшись с хозяйкой дома, куратором и поваром,
отправились в обратный путь. На прощание все дружно бросили монетки в Онежское
озеро, чтобы вновь приехать в это замечательное место.
Чудо – корабль быстро домчал нас до Великой Губы, а там на автобусе по
дорогам Заонежья приехали домой, где нас – уставших, но счастливых - встречали
родители, волновавшиеся за нас все это время. Так закончилась наша поездка на
удивительный остров Кижи. Надолго запомнятся нам мелодии заонежских песен,
кижские колокольные звоны, купола деревянных церквей, теплые вечера, кижские
закаты и неповторимая природа Заонежья. До свидания, чудо-остров, мы будем тебя
помнить!
Уверены, что знания, умения, навыки, полученные в летней этнографической
школе, пригодятся нам на уроках истории,
технологии, да и в будущей семейной жизни.
В заключение от имени участников проекта «Колокола Заонежья» хочется
выразить огромную признательность и благодарность всем работникам
музея-заповедника «Кижи», а особенно:
куратору Летней школы – Наталье
Анатольевне Архиповой - за профессионализм, доброту, неуемную энергию и
понимание, хозяйке дома – Марине Михайловне Климовой - за радушный прием, заботу
и терпение, повару Любови Леонидовне - за вкуснейшие блюда!
Спасибо Ирине Викторовне Павловой, начальнику отдела музейной педагогики
– за помощь в подготовке документов. Благодарим за помощь в организации поездки
ведущего специалиста управления образования и по делам молодежи, культуре и
спорту Савченко Ирину Сергеевну, а также директора нашей школы Горячеву Марину
Михайловну, водителя автобуса Амбарова Ивана Эрлиновича.
Спасибо нашим руководителям – Андриановой
Ольге Яковлевне, Дроновой Ольге Владимировне – за то, что были рядом с нами, за
заботу, терпение и энтузиазм!
|