Колокола России.
План – конспект урока музыки.
8 класс
Тема раздела: «В поисках истины и красоты»
Программа Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Цель урока: познакомить детей с историей колокольного искусства на Руси.
Задачи:
- образовательная – расширить представления детей о назначении колоколов;
- познакомить с колокольным звоном как видом искусства;
- Слушательская – научить различать основные виды колокольного звона;
- Творческая (развивающая) – научить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприятие школьников;
- Воспитательная – пробудить интерес к православной культуре, духовному наследию своего народа.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование, урок – презентация.
Музыкальный материал: песня «Колокола России» сл.Аверкович, «Малиновый звон» А.Морозов, звоны – благовест, набат, трезвон, Красный звон, М.П.Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».
Новые понятия: Кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, Красный звон.
Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений, слайды с изображением храмов и колоколов.
Предварительная работа:
Учащиеся проводят исследовательскую работу по нескольким заданиям:
- познакомиться с историей Царь-колокола;
- найти информацию о колоколе-инструменте симфонического оркестра;
- исторические данные о «наказании» колоколов;
Литература:
- Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства;
- Медушевский В.В., Очаковская О.О.Энциклопедический словарь юного музыканта;
Интернет – ресурсы:
www.belokrylaya.narod.ru; www.zvon.ru
Ход урока.
Слайд 1,2 – эпиграф( на фоне звучания песни)
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздаётся голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон.
Где-то за дорогой замирает звон.
( С.Есенин)
Учитель: Как хорошо в этих стихах поэт Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали! Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
У-ки: О колоколах.
Учитель: Совершенно верно. Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному русскому явлению в русской культуре – колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?
У-ки: Да.
Учитель: А почему?
У-ки: Потому что когда звонят колокола, то можно в их звоне услышать мелодию.
Учитель: Правильно. Как вы думаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?
У-ки: Давно.
Учитель: Правильно. Наша задача сегодня - выяснить, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимает, и занимал в жизни нашего народа. Тема нашего урока – «Колокола России».
Слайд 3.
Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в 4 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав, он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.
Даже скорей не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда – то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.
Слайд 4
Посмотрите, какие первые колокольчики были в других странах.
Слайд 5,6
Учитель: Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?
В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?
Слайд 7
- Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
- Звоном оповещали о какой – нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол)
- Звоном собирали народ на народные праздники, церковные службы.
- В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.
Учитель: Как вы думаете, где размещают колокола?
У-ки: В колокольнях.
Учитель: Правильно. Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни или звонницы. Почему колокольня – понятно, а почему звонница?
У-ки: Потому что оттуда льётся звон.
Слайд 8,9,10
Учитель: Колокольни строили высокими, чтобы звон колоколов был далеко слышен. Слайд 11
Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого. Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
Учитель: А знаете, как изготавливают колокола? Я сейчас вам расскажу о литье колоколов.
Слайд 12,13
Ребята, а вы знаете, какой колокол самый большой?
У-ки: Царь-колокол.
Учитель: Своё исследование о Царь-колоколе провел Кирилл Гирин, сейчас он нам это расскажет.
Слайд 14,15
У-к: Самый большой колокол в мире был отлит в Москве в 1733-1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес-12 пудов или 12 тонн. Его должны были поднять на колокольню Ивана Великого, но не успели. В 1737 году в Москве вспыхнул пожар, он проник и в Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня, раскалённый колокол дал трещину, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Много лет не было возможности поднять колокол из ямы, где проводилась отливка. Лишь в 19 веке Царь-колокол был поднят и установлен на постамент.
Учитель: К колоколам на Руси относились как к живым существам, им давали имена и прозвища.
Слайд 16,17,18,19,20
Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?
У-ки: С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.
Учитель: А от чего зависит тембр колокола?
У-ки: От его размера.
Учитель: Правильно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие звенят нежно и звонко.
И звоны колоколов бывают разные. В церковном уставе говорится о разных видах звонов.
Слайд 21
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения.
Слайд 22
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.
Слайд 23
Перезвон – поочерёдные удары от большого колокола к малым.
Слайд 24
Набат – непрерывные частые удары в большой колокол.
Слайд 25
Красный звон – звучал во время больших праздников и торжественных случаев.
Как вы думаете, на какой праздник используется этот звон?
У-ки: На Пасху.
Учитель: Как называют человека, который звонит в колокол?
У-ки: Звонарь.
Учитель: Звонари, которые управляли колоколами, достигали большого мастерства в своём искусстве – на разные события придумывали свой особый звон.
Чтобы запомнить свой звон и повторить его, надо было записать. А как?
Очень давно ещё не было нотной грамоты или звонари были простыми людьми. И не знали как можно записать колокольный звон нотами. Звонари придумывали разные попевки.
Слайд 27
Хотите попробовать себя в роли звонарей? Давайте с вами изобразим колокольные звоны.
( ученики произносят попевки и одновременно отстукивают звон)
Учитель: Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?
У-ки: Да.
Учитель: Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовито, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.
Слайд 28
Своё исследование об этом инструменте провёл Лёша Пономарёв, он нам о нём и расскажет.
Колокола – ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звука. Представляет собой набор из 12-18 труб-цилиндров (обычно латунных или стальных), свободно подвешенных на металлической или деревянной раме-стойке (высота 2 метра). Звук извлекается ударом молотка (колотушка, обтянутая кожей). Диапозон инструмента 1-1,3 октавы. Инструмент используется в симфоническом оркестре для имитации колокольного звона (имитация – подражание).
Учитель: Колокольный звон имел большое значение для русской музыки. Он использовался во многих произведениях русских композиторов.
Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
Слайд 29
Колокола звучат в прологе оперы, венчание Царя Бориса Годунова на царство.
Слайд 30
Учитель: К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу. Их наказывали, отправляли в ссылку, истязали, брали в плен.
Никита, Максим и Сережа провели свои исследования и сейчас нам об этом расскажут.
В 1771 году императрица Екатерина Вторая приказала вырвать язык у московского набатного колокола, который призвал народ к бунту.
Царь Борис Годунов приказал высечь плетьми и отправить в Сибирь колокол из города Углич, который поднял народ на бунт после убийства царевича Димитрия.
В 1478 году по приказу московского князя Ивана 3 в Великом Новгороде сняли вечевой колокол, чтобы перевезти его в Москву. Легенда гласит, будто по дороге на одном из крутых Валдайских склонов, сани с колоколом резко покатились вниз, колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие колокольчики, которые так и стали называться - валдайские.
Слайд 31
Учитель: Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.
В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Интересные факты об этом говорят:
Слайд 32
В Турине (Италия) имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.
Слайд 33
Под «Колокол чистоты» в Бонне (Германия) начинали свой рабочий день дворники.
«Процентный колокол» во Фрейбурге указывал на срок уплаты долгов.
Слайд 34
В Бове (Франция) колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.
Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Говорили так: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь», «голос чище звона», «слава, что звон».Колокола – это символ России.
Слайд 35 (цитата)
«Звон невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет душу радостью, надеждой».
Слайд 37
В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.
Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших на венчание молодых – считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую и счастливую жизнь.
Говорят: « Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».
Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале, Владимире, Ростове великом.
Мне хочется, чтобы в завершении нашего урока зазвучал красивый Малиновый звон.
Слайд 38,39,40,41,42,43,44.
В народе говорили, что если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке. Колокольные звоны называют "звучащей иконой". Очень меткое определение!
|