Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 11.07.2025, 06:19

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

УРОК русского языка в 5 классе по теме «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
14.12.2010, 22:40
УРОК русского языка в 5 классе, 
проведенный учителем Дроновой О. В. 
по теме «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»


Цель урока: контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.

  Урок- зачет в форме дидактической игры – состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.
ХОД УРОКА
  Слово учителя: четкий и ясный рассказ об условиях игры ( класс делится на 2 или 3 команды, в зависимости от количества учеников, все остальное, как в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?»: стол с вертушкой со стрелкой, показывающей номер конверта, можно делать музыкальные паузы), о порядке ее проведения, обращается внимание на дисциплину, учащиеся должны знать, что ее нарушение во время игры (подсказки, разговоры) снижает результаты.

1.    Организационный момент.
2.    Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы проводим необычный урок русского языка в форме игры «Что? Где? Когда?»
  Урок повторения по теме «Синтаксис и пунктуация». Поэтому главная цель урока: повторить и закрепить знания, умения по данной теме.
  В нашей игре принимают участие 2 команды учащихся 5 а и 5 б классов. Назовите, пожалуйста, свои команды.
  По моему сигналу один из участников крутит барабан, стрелка показывает на карточку, которую вам надо будет выполнить. Затем крутит барабан следующая команда и так далее.
  За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. Победит команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Судить игру будет жюри: учителя русского языка Митченко Г.И. и Яковлева Л.И.
Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания по теме «Синтаксис и пунктуация», но и то, как вы умеете работать в команде. Успех всей команды зависит от ответов каждого ученика, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны. Отвечаем только по поднятой руке. 
 Итак, команды готовы? Начинаем!

Конверт №1. Прочитайте предложение:
  Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
О каких членах данного предложения идет речь?
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого – глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого – глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как; выражено наречием.

Конверт №2. Составьте предложение:
1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство.

Конверт №3.
  Определите, простыми или сложными являются предложения:
  Книга – лучший товарищ.
 Счастье без ума – что дырявая сума.
С ним говорить - что решетом воду мерить.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Нарисуйте схему сложного предложения. Разберите словосочетания: дырявая сума, водятся в лесу.

Конверт №4. Устный блиц-опрос:
1.    Главный член предложения, обозначающий действие предмета (Сказуемое.)
2.    Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета (Определение).
3.    Разговор двух или нескольких лиц (Диалог).
4.    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время способ действия. (Обстоятельство).
5.    Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).
6.    Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
7.    Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже? (Тире).
8.    Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее).
9.    Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).
10.     Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

Конверт №5. Найдите грамматическую основу предложений.
1.    Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2.    Со всех сторон собак сбежалося полсотни.
3.    Дед с матерью шел впереди всех.
Чем выражено подлежащее в каждом из данных предложений?

Конверт №6. Диалог.
Составьте диалог (2 человека по 3 реплики) с использованием вежливых слов на тему «Школа»

Конверт №7.Выполните синтаксический разбор предложений. 

Шуньгит - камень с уникальными свойствами. 
Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
Солнце скрылось за горизонт, потому что наступила ночь.
Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

Конверт №8.Обращение.
Найдите обращения в предложениях. Поставьте знаки препинания.

Ветер ветер ты могуч! (А.С.Пушкин)
Что Соколко что с тобою? (А.С.Пушкин)
Ты царица спору нет ты на свете всех милее всех румяней и белее (А.С.Пушкин)
Здравствуй зеркальце скажи да всю правду доложи. (А.С.Пушкин)


Конверт №9.Составьте схемы предложений.
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей (А.С.Пушкин)
Зима будет холодной, если белка делает большие запасы.
Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
Когда пришла осень, птицы собрались на юг.

Конверт №10..
Докажите, что это предложения, определив грамматическую основу:
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.

Конверт №11
Составьте предложения по схемам.
А: «П». «П»,- а.

Конверт №12 Расставьте знаки препинания в предложениях там, где необходимо. Объясните правила постановки знаков.

Моросит ветер срывает осенние листья.
Свежий ветер пахнет мятой васильками и лебедой..
Деревья скалы ущелья приобретали причудливые очертания.
Поклонились царевичи отцу и пошли.
Зимой солнце свети ярко а не греет.
Хорошая книга научит тебя многому доброте честности справедливости.

Урок заканчивается. Комиссия-жюри подводит итоги на основании полученных ответов: правильный он был или нет. Можно ввести баллы за ответ.




Категория: Мои файлы | Добавил: Ольга
Просмотров: 7511 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz