Ход урока
1.
Этап. Организационный
момент
2 этап. Сообщение темы урока. Актуализация
знаний.
Учитель: Сегодня мы проведем урок развития речи. Предлагаю вам тему сегодняшнего урока: "Письмо
на космическую орбиту". Слайд 1
- Как вы думаете, почему я выбрала именно
эту тему?
Правильно, именно в этом году вся наша страна празднует большую
дату - 50-летие полёта в космос Ю.А.Гагарина. Слайд 2
- Что вы знаете об этом событии?
12 апреля 1961 года в
Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический
корабль-спутник "Восток” с человеком на борту. Слайд
3
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток” стал
гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий
Алексеевич. Слайд 4
Звучит песня "Родина слышит,
родина знает”.
- Верно, в настоящее время 12 апреля отмечают как Всемирный День
авиации и космонавтики. Слайд 5
- Цель нашего урока: научиться правильному написанию письма. Слайд 6
- Сегодня мы будем с вами развивать
письменную речь, воспитывать
культуру выражения своих чувств, узнаем, какое значение имеет переписка в жизни людей.
3 этап. Изучение нового материала с
использованием компьютерных технологий.
- Вспомните автора и название книги, героем
которой является ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН?
Слайд 7
(«Каникулы в Простоквашино»
Э.Успенский)
-Сегодня роль почтальона буду выполнять я. После того, как вы
напишете письма, мы соберем их в этой почтовой сумке и отправим на конкурс.
Согласны?
- Какие послания приносят
почтальоны?
Слайд 8
Газеты
Журналы
Телеграммы
Извещения
Письма
- Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Почему их хранят?
С какой целью люди пишут письма? Кому
и зачем люди пишут письма? (ответы детей)
- Заглянем в словарь и узнаем, что означают понятия: письмо. почта, почтальон,
почтамт. Слайд
9
Письмо —
1. Написанный текст,
посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма)
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
(Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо)
4. Манера художественного изображения. (Реалистическое письмо. Икона старинного
письма).
Толковый
словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Почта —
1. Учреждение по пересылке писем, посылок, бандеролей, денег, а
также здание, где помещается такое учреждение. (Сдать бандероль на почту)
2. Пересылка, доставка средствами этого учреждения. (Послать письмо почтой или
по почте)
3. То, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату
письма, посылки, бандероли. (Почта пришла. Разносить почту)
4. В старину: такое учреждение, занимающееся одновременно регулярной перевозкой
пассажиров в конных экипажах. (Служить на почте ямщиком)
Почтальон — работник почты, доставляющий
корреспонденцию по адресу.
Почтамт — главное почтовое учреждение города,
осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание,
где помещается такое учреждение.
- Какие
бывают письма? Слайд
10
ВИДЫ ПИСЕМ:
-
личное
-
деловое
-
благодарственное
-
поздравительное
- Как вы думаете, кто такие адресат и
адресант? Слайд
11
Адресат, -а, м – Тот, кто получает
извещения, телеграммы, письма.
Словарь
С.И.Ожегова
Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant].
Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Словарь Иностранных слов Крысина
Учитель: Правильно, получателя письма называют
адресатом. Человек, который пишет письмо - отправитель.
Учитель: Письмо - это текст,
имеет основные части:
- Приветствие
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
- Подпись Дата
слайд 12
Ø
Приветствие
или обращение – имя того,
кому предназначено письмо.
Ø
Вступление
– вопросы, отражающие
интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Ø
Основная
часть – изложение
информации, интересующей адресата.
Ø
Заключение – выражение уважения, любви, преданности,
формулы прощания.
Ø
Подпись.
Дата. слайд 13
- Каждое письмо начинается с
приветствия и с обращения к адресату, которое всегда на письме выделяется
запятыми.
Дорогая Маша!
Большое спасибо тебе за письмо….
Здравствуй, милый Коля!
Вчера получил твоё письмо и спешу
рассказать тебе о …
слайд
14
- А вы знаете, как правильно подписывается конверт? В левом верхнем углу заполняется строка от
кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового
отделения.
А вы знаете индекс своего
почтового отделения?
Это своего рода цифровой код,
которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны
написать, кому адресуете письмо, а ниже - куда, в какой населенный пункт,
указав при этом его индекс.
В каждом почтовом отделении есть
справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.
Если вы правильно всё заполните,
то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
слайд
15
- Обратите внимание на правила заполнения конверта. Перед вами
образец. Какие ошибки вы видите?
слайд 16 - Сейчас
мы вместе с вами подпишем конверты космонавтам.
- А теперь переходим к основной
части урока – написанию письма на космическую орбиту. Предлагаю прочитать советы для тех, кто пишет
письмо
1.Старайся писать ясно и просто.
2. Учитывай, кому пишешь, выбери
для своего письма верный тон.
3. Будь искренним, дружелюбным.
4. Не пиши писем в минуты гнева,
раздражения.
5. Поздравляй родителей в дни рождения,
в Новый год и в другие большие семейные праздники.
6. Не стесняйся выразить чувства
любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен. слайд
17
4 этап. Орфографическая подготовка.
- На доске
написаны слова, связанные с космосом. Ваша задача: вставить пропущенные буквы.
К . см . навт, г . лактика, Юрий
Алексеевич Г . г . рин, р . кета, Вс .
ле . . ая,
ск . фандр, спу
. ник, здрав . твуйте, сп . сибо, (до) свидания, п . жалуйста.
слайд 18
5 этап. Самостоятельная работа учащихся –
написание письма.
Задание: Напишите интересное
письмо на космическую орбиту. В письме можно дать волю фантазии, помечтать.
Обязательно подумайте над тем, кому вы будете адресовать письмо. Расскажите о
своей школьной жизни. Задайте вопросы космонавтам.
6 этап. Итог урока:
Учитель: Понравился вам урок? Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Самые интересные
письма (с разрешения ученика) зачитываются вслух на следующем уроке. Непременно
учитель говорит о том, что чужие письма читать нельзя. Раз письмо адресовано не
тебе, это стыдно – лезть в чужие мысли и дела.
|