Музыка 1 класс
Учебник: Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Тема: «Три кита в музыке: Песня – танец – марш»
(обобщающий урок)
Цель: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в первой четверти.
Задачи:
Образовательная - формирование целостной системы ведущих знаний по теме
I четверти - осознанного представления о музыкальных жанрах – песня, танец, марш.
Воспитательная - воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.
Развивающая - развитие умения определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы и приёмы: словесный, пластического интонирования, эмоциональной драматургии, контрастных сопоставлений.
Музыкальный материал:
Песни: народ. «На горе-то калина»(фо-но), «Девочки и мальчики»( минусовка), «Весёлый музыкант» Филиппенко(фо-но), «Настоящий друг» ком.Савельев(фо-но).
Танцы: «Раз, два, три-на носочки», «Буги-вуги»
Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов "Итальянская полька", «Во поле берёза стояла»(фортепиано), « Наш край» муз.Д.Кабалевског(фортепиано), « Вальс-шутка» Д.Шостакович, «Встречный марш», «Спортивный марш».
Материал к уроку: для каждого ребёнка конверт с фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Мультимедийное оборудование:
Компьютер с колонками, фортепиано.
Ход урока.
Приветствие учителя.
Поёт учитель:
-Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки! Доброе утро, я рада видеть вас!
Поют дети:
Доброе утро, Ольга Ивановна! Мы рады видеть Вас!
Вступительное слово учителя.
- Ребята мы вновь сегодня отправляемся в путешествие по волшебной стране «Музыка» и послушайте о чем эти стихи.
Есть история простая –
Без прикрас и без затей,
А о чем она послушай.
Разгадать ее сумей.
Мы витали в облаках
И не знали о китах -
Музыкальные киты,
Полюбили их все мы.
-Музыка – это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать. Люди представляли «мир музыки», стоящий на трёх основах, «трёх китах».
-Какие это киты? (ответ)
-Сегодня мы ещё раз встретимся с ними, и вы расскажите всё, что знаете о них.
Итак, первый кит, с которого мы начали наше знакомство – это кит «марш». Открывайте ворота,
И встречайте марш-кита.
Этот четкий, мерный ритм.
Не дает скучать, бодрит.
-Что вы можете рассказать о маршах? (ответ)
-Какие марши вы знаете? (ответ)
-Чем отличается «Марш деревянных солдатиков» от военного марша? (ответ)
( игрушечный звучит легко, высоко; военный – чётко, торжественно; спортивный – легко, весело).
-Мы продолжаем свое путешествие и побываем в гостях у каждого музыкального кита.
-Следующий кит, с которым мы встречались, это кит – танец.
Танец-кит пустился в пляс.
Взволновал он целый класс
Ну, давай, скорей пляши,
Веселитесь от души.
-Вы любите танцевать? (ответ)
-А какие танцы вы знаете? (ответ)
- Чем отличается танец от марша? (ответ)
- Давайте мы немножко подвигаемся и вспомним некоторые танцы.
-Плавный кружащийся танец как называется? (ответ-вальс)
Исполняют танец «Раз, два, три на носочки»
-Мы с вами знаем быстрый весёлый танец, который вы любите танцевать.(буги – вуги)
Исполняют танец «Буги-вуги»
-Мы веселимся под кит – танец, а ещё один кит заскучал, он тоже хочет знать, что вы знаете о нём.
Это кит – песня.
Вот вплывает песня – кит,
Словно реченька журчит.
Очень ласково поет
Даже за сердце берет.
-Чем песня отличается от марша и танца? (ответ-есть в песне слова)
-Кто сочиняет песни? (ответ-композитор)
-Значит песни бывают композиторские и какие ещё ? (ответ-народные)
-Чем народные песни отличаются от композиторских? (ответ-сочинил народ, передавались из уст в уста)
-Какие народные песни вы знаете? (ответ)
-Сейчас повторим народную песню – хоровод «На горе – то калина»
Исполняют песню в хороводе с движениями «На горе-то калина»
-Ребята, как называется человек, который исполняет песни? ответ
(исполнитель)
-А зрители, которые слушают исполнителя? ответ (слушатели)
-Сейчас в роли исполнителя будет Вадим Валенюк, а мы слушатели представим, что пришли на концерт. Все спокойно сели и послушаем в исполнении Вадима очень хорошую песню, которая называется «Девочки и мальчики», у этой песни есть автор и композитор и написана она для таких же детей, как вы.
Исполнение песни «Девочки и мальчики»
-Мы встретились со всеми китами в нашем путешествии, а сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай-ка».
-Возьмите конвертики и посмотрите, что находится внутри.
-Ребята, а почему именно такие фигуры я взяла? (ответ)
(объяснение учителя)
-Круг – это песня, потому что, когда мы поём, ротик кругленький.
-Треугольник – танец, потому что если мы танцуем польку, то ставим руки на пояс и получается треугольник. А если мы танцуем вальс, то ведём счёт – раз, два, три, столько сторон у треугольника.
-Марш изображаем квадратом, потому что все марши считают – раз, два, три, четыре. И он строгий, ровный, похож на квадрат.
-А сейчас мы будем слушать разные музыкальные отрывки из произведений и узнавать, какой кит звучит и поднимать вверх соответствующую фигуру.
Слушание музыки и угадывание.
«Во поле берёза стояла», « Наш край», « Вальс-шутка» Д.Шостакович,
« Итальянская полька» С.Рахманинов, «Встречный марш», « Спортивный марш».
-Дети, а могут все три кита встретиться? ( ответ)
В песне у весёлого музыканта они встретились. На чём играл музыкант? Ответ (скрипка – это звучала песня, балалайка – это танец, а барабаны -это марш)
-Давайте мы будем все весёлыми музыкантами и исполним сейчас эту песню.
Исполнение песни « Весёлый музыкант»
- Вот оказывается, как киты могут дружить друг с другом.
-А вы дружные? ( ответ) Про дружбу есть очень хорошая песня, которую мы с вами исполним, и вы будете ещё добрее и дружнее друг с другом.
Исполняют « Настоящий друг».
Заключительное слово учителя.
Земля стоит на трех «китах» - считали раньше люди.
Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим!
На марше, танце, и на песне.
Она стоит века, и мы с мелодиями вместе,
Идем в руке рука.
Рефлексия
Закончи предложения: на уроке
Я вспомнил (а)….
Я повторил (а)….
Мне понравилось…
-Спасибо всем за урок! |