Сценарий урока музыки во 2 классе
по учебной программе «Музыка»
авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С..
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: «Широкая Масленица»
Автор: Агеева Ольга Ивановна, учитель музыки МКОУ Шуньгская СОШ
Цель урока: Формирование представления об обряде, как главного события народного праздника.
Задачи урока:
Развивающие: Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.
Образовательные: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
Воспитательные:
- формировать положительные стороны учащихся;
- пробуждать любовь к русской культуре;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
- обогащать духовный мир учащихся.
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно - коммуникационная технология.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
- Презентация, раздаточный материал ( «Блины»), русские народные музыкальные инструменты;
- Русские народные песни и мелодии: « Масленица», «Народные наигрыши», «Блины», « Вот уж зимушка проходит».
- Репродукции: Б. Кустодиев «Кулачный бой» К. Маковский «Народное гуляние на Масленицу», Н. Фетисов «Масленица», С. Крылов «Масленица», Д. Холин «Масленица».
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формировать умение добиваться цели через активную познавательную деятельность.
3. Познавательные УУД
Формировать умения: находить обрядовое действие в народном празднике; выполнять ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах; действовать в предполагаемых обстоятельствах при подготовке и проведении праздника.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, одноклассников; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент:
Дети заходят в зал с пением песни «Вот уж зимушка проходит», встают в круг.
1 слайд-солнце
Давайте сделаем большой круг, это будет солнце, протянули руки вперёд, наши лучики солнца все внутри (оно холодное, тусклое), назад (лучики распрямились, засверкали, солнце становится яркое, тёплое), улыбнёмся друг другу и спокойно садимся на места.
Ребята, почему наш урок сегодня начался с этой русской народной песни?
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце-ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник-Масленица .Весёлый и разгульный, он длился целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой масленицей. Масленица – это праздник проводов зимы и встреча весны Ребятишки готовили к Масленице ледяные горки, поливали их водой, а потом, сбегая с гор кричали: «Приехала масленица!» или «Здравствуй, широкая Масленица!»
Что является символом этого праздника? (блин), а почему? (он похож на солнце).
Не случайно вначале урока мы вспомнили о солнце.
А почему этот праздник вам ещё нравится? Главное угощение праздника-это блины.
Всю неделю в Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житьё, а масленица!». Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой и пшеничной муки. В первый день-блинища, во второй-блины, в третий-блинцы, в четвёртый-блинчики, в пятый-блинки, в шестой-блиночки, в седьмой-царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мёд, рыбья икра, яйца. В народе появились такие поговорки:
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не распорет.
Как на масленой неделе из трубы блины летели.
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!
Сколько дней празднуется масленица? Правильно, семь дней, и, что интересно - каждый день имеет своё название и обычаи.
Сегодня на уроке мы проживем целую неделю Масленицы. Масленица на Руси имела много названий. Какие? (широкая, сырная, объедуха). Как вы думаете, почему «Объедуха»? (ответы детей)
Слайд 3
Начало праздника открывалось в понедельник. ( “Встреча”).
Слайд 4
Что делали в этот день?
В первый день праздника люди обходили избы деревни, поздравляли с наступлением Масленицы, строили горки, делали куклу-Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями, с этого дня начинали печь блинища.
Слайд 5
Второй день назывался назывался - (“Заигрыш”), от слова «играть»
С этого дня начинались ряженья, катания с горок, на лошадях и дети играли в разные весёлые игры. Вот сейчас мы с вами поиграем
Игра «Заря».
Дети, играющие в игру, встают в круг, руки при этом держат за спиной, а одному из играющих которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые.
При произнесении последних слов водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берет ее, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарей». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие кони в коем случае не должны пересекать круг. Игроки не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.
И ещё всеми любимая игра «Петушки»
Игра «Петушки"
На площадке для игры чертят круг, в котором стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.
Спокойно садятся на места.
Слайд 6
Третий день праздника был самый любимый. Как у детей. Так и у взрослых Он назывался «Лакомка». В каждой семье накрывались столы, пекли много блинов, варили пиво. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет». Есть такая поговорка: «Блин, не клин, брюха не распорет», как вы её понимаете?
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам. С этого дня катались на тройке с бубенцами.
Много песен посвящено этой вкусной выпечке. Давайте сейчас мы обыграем весёлую песню « Блины» на музыкальных инструментах. Раз это русский народный праздник, то инструменты, которые сейчас будут звучать - русские народные. Какие вы знаете русские народные инструменты?
Берут инструменты и звучит песня «Блины»
Слайд 7
Четверг назывался - широкий, разгуляй-четверок. В этот день было больше всего развлечений. Устраивались конские бега, кулачные бои и борьба. Строили снежные городки и брали их боем. Ряженые веселили народ. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели песни и частушки.
Слайд 8
Пятница - тёщины вечерки. На тёщины вечерки зятья угощали своих тёщ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать её блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из неё выйдет.
Слайд 9
Суббота-золовкины посиделки. В этот день молодожёны приглашали к себе в гости родных и потчевали угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если были в ссоре. Вспоминали умёрших родственников, говорили о них добрые и хорошие слова.
Слайд 10
Воскресенье, последний день праздника назывался-прощённый день. Это были проводы Масленицы. Раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу Масленицы с песнями
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Пепел разбрасывали по полю, чтобы собрать осенью хороший урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу в гости и просили прощения, если кого-то обидели . Говорили: «Прости меня, пожалуйста, сыми с меня вину». «Бог простит» - отвечали на это.
Я думаю, в воскресение вы это сделаете. Вот на этом и заканчивался этот весёлый праздник-Масленица. В следующую неделю наступал Великий пост, верующим нельзя употреблять пищу животного происхождения и длился он до Большого праздника Пасхи.
Давайте сейчас с вами споём песню « Масленица»
Песня на слайде.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Ну вот, ребята, мы с вами побывали на всех днях этого весёлого праздника. Ещё раз мне скажите, что является символом этого праздника? Поэтому, конечно мы должны закончить наш урок отведав вкусные румяные блины. Света и Вадим угощают всех блинами.
У меня приготовлены смайлики каждому, давайте подойдём к нашему солнышку и приклеим их, чтобы оно улыбнулось всем нам, и скорее наступила весна.
А сейчас давайте ещё раз вспомним, что вы запомнили из нашего урока.
Масленица, что это за праздник?
Сколько дней праздновалась?
Какие дни недели запомнились?
Какой особенно день понравился?
Какие запомнили поговорки?
Что понравилось на уроке?
http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения: владение учителем технологиями ФГОС НОО
Класс, учитель: 2 класс, Агеева О.И.
Количество учащихся в классах: 13 человек
Присутствовали на уроке: 13 обучающихся
Тема урока: « Широкая Масленица»
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая задача урока: знакомство с народными обычаями русского народа.
Ведущие аспекты анализа урока
|
Ведущие аспекты анализа урока
|
Содержание наблюдения
|
|
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
|
1. Дидактическая задача соответствовала отобранному содержанию урока.
2.В результате решения дидактической задачи дети познакомились с народным праздником и его обычаями.
|
|
Содержание урока
|
Содержание урока соответствует тематическому планированию по программе музыка 1-4 классы Е.Д.Критской
|
Методы обучения
|
Методы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели урока
|
Формы обучения
|
1. При решении основной дидактической задачи урока использовались следующие формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная.
2. Предложенные задания способствовали обобщению и закреплению знаний по теме урока.
|
Результативность урока
|
Цели урока были достигнуты.
|
Практическая направленность урока
|
Практическая направленность вопросов, предлагаемых для выполнения школьникам – ученики, выполняя данные задания закрепляют, повторяют ранее полученные знания на уроках музыки.
|
Самостоятельная работа школьников, как форма организации учебной деятельности
|
1. При решении дидактической задачи урока дети самостоятельно активно работали, предлагая свои умения, знания и навыки.
2. Характер самостоятельной учебной деятельности - творческая.
3. Ребята оказывали взаимопомощь, дополняя либо корректируя ответы своих одноклассников.
|
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
|
Личностные – высказывали свои мнения, своё отношение к теме, и к уроку в целом; познавательные – дети формировали познавательную цель урока, выделяли необходимую информацию для решения поставленных задач; коммуникативные – старались точно выражать свои мысли, корректировать и дополнять ответы партнёров;
|
Формирование ИКТ-компетентности
|
Использование на уроке ИКТ.
|
Структура урока
|
Структура урока соответствовала основной дидактической задаче
|
|
|
|
|