Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 17:21

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Преображенская церковь
[ Скачать с сервера (11.93 Mb) ] 07.02.2016, 16:29

Сценарий музейно-образовательного занятия

по теме:  «История Преображенской церкви»

Цель:     знакомство детей с памятником архитектуры Преображенской церковью в музее-заповеднике Кижи;

Задачи: - рассказать о музее – заповеднике Кижи, более подробно рассказать о строительстве Преображенской церкви;

              - содействие нравственному становлению личности детей;

              - воспитание любви к родному краю, к людям труда;

              - начать выполнение работы из бисера «Собор»

Оборудование:   презентация,   иллюстрации учащихся, счётные палочки,  образец из картона лемеха, бисер, проволока, ножницы,  инструкция по выполнению работы

 

Ход урока:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 Мотивация к познавательной деятельности

Звучит песня «В разных краях оставляем мы сердца частицу…» показ слайдов

Какие чувства вы испытали, когда смотрели на карельские пейзажи.( природа красивая, хрупкая, нуждается в бережном отношении)

 

Рассаживаются на свои места.

Просмотр презентации.

 

Личностные.

Положительное отношение к познавательной деятельности.

2 Актуализация знаний

- Кто из вас узнал, что изображено на последнем слайде?

 

На палубу все высыпали сразу.

И закричали все: «Кижи! Кижи!»

Волшебный храм тогда открылся глазу

И куполов резные этажи.

Мы все притворы обошли с почтеньем

И с теплохода посмотрели вслед,

Как тонко выделяться в отдаленье

Стал двадцатидвуглавый силуэт.

И не пойму я, в чём тут подоплёка,

Но этот храм, единый на Руси,

Вблизи прекрасней был, чем издалёка,

А издали прекрасней, чем вблизи.

 

- А что такое Кижи?

Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно-известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных церквей, строений и домов. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие (небольшая часть) привезены сюда из других мест. Сейчас в Кижах размещается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Кижи с 1990 года включены в перечень Всемирного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Дети читают стихотворение «Загадка» Осипа  Колычева

- Кижи

- объяснения детей

Коммуникативные.

Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество.

3 Сообщение темы занятия.

Предположите, о чём же мы будем говорить на занятии?

- Вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?

Сегодня мы совершим экскурсию по музею – заповеднику «Кижи» и познакомимся с историей  Преображенской церкви.

Дети говорят свои версии.

Регулятивные

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи.

4 Виртуальная экскурсия

Где вы сейчас побывали? Что вам особенно запомнилось.

Просмотр  диска

Беседа

Познавательные.

Оценивать прослушанное.

5 Сообщение новых знаний

Сценка (по рассказу Константина Коничева)

Ведущий

В те стародавние времена, когда на Кижском погосте стояла старая, высоченная единоглавая шатровая церковь Спаса Нерукотворного, шествовал по Онежскому озеру Пётр Первый с батальонами Преображенского полка. Приходской поп и жители погоста были удивлены и встревожены неожиданной вестью о походе Петра с войсками. Как быть? Особенно волновался священник:

Священник

- Куда их столько! В наш храм дай, дай бог, человек триста вместится, а их идут тысячи.

- Надобно,  нам,  мужички , о добром храме подумать да, за дело принявшись, построить. Этот в совершенную ветхость приходит. Дай-то боже, чтобы царь миновал нас.. Вот построим новую церковь, тогда пусть и пожалует.

Нестор

- Будь дородный лесок да деньжонок малость, а умишком да топоришком и мы кое-что сварганим…

Священник

- Миряне, православные христиане, в сей день зашла у нас с вами речь о построении нового храма. Пора об этом не только подумать, но и начало  положить. Поразмыслите, православные!.. Не пожалейте сил и кто чем может помочь. Устроим себе на радость и потомкам на диво. Согласны ли, православные?

Мастера

1 мастер – Отчего не так. Или мы не крещёные? Или мы староверы какие, чтоб избегать прославления веры?

2 мастер – Дай только срок, такое дело тяп-ляп не делается. И не год, и не в два, а поболе времени требуется.

Нестор

- Само собой, одним топором не управишься, руками одних только плотников такое дело не содеется. Понадобиться и добрая кисть изографова, и резчика умелая рука, и без литья не обойтись.

Священник

- Да сбудется воля божья.

Нестор

- И то пора, старый храм рушится. Делать,  так делать надо настоящий, чтоб издалека его видать и везде про него слыхать.

- Мы поставим как птицу птицу на взлёте, как куст неопалимой купины, как жертву вечернюю, как торжество из торжеств.

Ведущий

На том и разошлись восвояси богомолы кижские, так и не повстречавшись с царём в тот памятный день…

Дивная церковь Кижская была ещё тогда в задумке главного мастера Нестора, но она уже, как песня всенародная, слагалась по словечку собранная, и кем завершена – неизвестно. Скупы на слова, не тщеславны, не честолюбивы были наши предки – русские умельцы. Они не оставили своих имён и прозвищ на созданных ими произведениях, сохранившихся на удивление потомкам на века.

Не скоро прошли подготовительные работы. Не скоро был заложен бревенчатый сруб первый тяжеловесный камень и тысячи камней, которыми богата здешняя природа.

Легенда повествует, что мастер Нестор, доведя работу от фундамента до креста, забросил свой топор в пучину Онежского озера, сказав при этом: - Пусть никто после нас похожего не сотворит!,,

На всём пространстве из того, что сохранилось до нашего времени, нет церквей в точности похожих, повторяющих одна другую. Все они на свой лад. И все превосходит. Кижская Преображенская…

Законченная и освящённая в славный 1714 год, в год, ознаменованный победой петровского флота при Гангуте.  Она наименована не только в честь двунадесятого праздника преображения, но и в честь любимого Петром Преображенского полка, того самого, что с Беломорья,  поблизости от Кижского погоста, по бурному озеру Онежскому следовала на Ладогу и к невским берегам.

Инсценировка и просмотр

Познавательные.

Оценивать прослушанное.

Личностные.

Эмоциональный отклик.

6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Легенду о каком мастере вы сейчас услышали?

- Мог ли один Нестор построить такую церковь?

- Как вы думаете, почему из множества островов был выбран именно этот остров?

- В каком году построена Преображенская церковь? (1714г)

- Какова высота церкви? (37 метров)

- Из какого материала делались срубы? (из сосны)

Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями).

Сколько куполов  в Преображенской церкви?(22купола)

- «Чешуя» куполов меняет свои цветовые оттенки, да так красочно меняет, с такой удивительной переливчатостью, что начинаешь невольно думать о какой-то непознанной тайне мастерства. И длится эта тайность уже более двухсот лет. Что же тут за секрет? Из чего сделана «чешуя? »( из осины)

- Похожие на щепу древесные лоскутки строители называют обычно дранкой. Звучит не эстетично и ценится не очень. А вот осиновая «дранка» -  и житейской пользой порадовала, и честь дереву сберегла, и загадкой вдобавок обернулась.

-Как сделана «чешуя? Из чего она состоит?( из лемехов)

Лемех – небольшие осиновые дощечки. Осина легко обрабатывается, в дождливые дни осина разбухает и не пропускает влагу внутрь, в зависимости от времени суток светится по-разному,  имеет разные оттенки.

  Беседа

Коммуникативные.

Владение монологической формой речи.

Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме.

7 Самостоятельная работа с самопроверкой

Начнём строить сруб. Что для этого потребуется?

Между палочками большие промежутки. Как сделать, чтобы их не было? Надо сделать пазы. Что такое пазы?

Пазы - узкая и длинная скважина, щель, стык, от примычки доски к доске; глубокая, несквозная борозда, желобовина, вынутая в чем, для впуска досок, притесанных брусьев.

Как накладывались лемеха?

 

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=14609505-44-72&n=21

Работа в парах  с использованием счётных палочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с моделью

 

 

Познавательные.

Установление причинно- следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные.

Осуществление действий по заданному плану

7 Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

На заветном острове,

На высоком месте

Церковь эту выстроил

Мастер Нестор.

 

Двадцатидвуглавое

Он поставил чудо,

И видать его дано

Всем и отовсюду.

 

И когда последний купол

Мастер вынес в небо –

Он забросил свой топор

 В бурную Онегу.

 

И взлетели, как стрижи,

 Огненные зори.

Вот и всё.

Стоят Кижи

На Онежском море!

 

Давайте ещё раз полюбуемся Преображенской церковью. Подберите красивые слова, церковь какая (стройная, лёгкая, сказочная, деревянная, удивительная, высокая, загадочная, единственная, русская, православная, христианская, всенародная, старинная, красивая), пишут слова на листочках и прикрепляют листочки на доске к изображению Преображенской церкви.

 

Ученик читает стихотворение Александра Прокофьева «Кижи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают подходящие прилагательные.

 

 

Личностные.

Ценносто – смысловая ориентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные.

Эмоциональный отклик

 2 часть

  Введение

Загадка

Маленькие бусинки на капельки похожи.

На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.

Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.

Скажите, как мы бусинки такие назовем?     (Бисер)

 

- Многие думают, что бисер – это просто стеклянные разноцветные бусинки,
которые можно нанизать на ниточку или на леску, – и получится красиво.
Но все эти люди ошибаются!
На самом деле бисер – это осколки сказок, которые залетели в наш мир случайно.
Мало кто это знает, но я – знаю.
Синий бисер – это звёздная пыль или морские брызги,
жёлтый – это, конечно же, солнечные зайчики,
серебристый – осколки зеркальца заколдованной принцессы,
белый – застывшие звуки песен распускающихся лепестков подснежника,
красный – окаменевшие искорки огня,
а зелёный – это отблески улыбок снов деревьев…
Так что не стоит обращаться со всем этим богатством неосторожно,
иначе его действительно можно превратить в обыкновенные бусины,
нанизанные на ниточку.  

- Учиться творению мы начали с простых вещей. Давайте вместе вспомним с чего мы начинали?    ( С простого, но прекрасного цветка, ящерки, бабочки, стрекозы, подводного царства, деревьев)

- Вроде бы мы постигли уже все тонкости объёмного бисерного плетения, выполнили все задания! Но сегодня мы начнём работу по созданию Храма. Вы попробуете создать такой же или даже лучше! Это необычное строение!
  Чтобы оно стало настоящим подарком  в него должны быть вложены в равных пропорциях: Мастерство,  Душа,  Вдохновение и  Терпение.

 

Дети отгадывают загадку

Личностные.

Положительное отношение к познавательной деятельности.

Анализ образца

 

Беседа

- Давайте рассмотрим образец.

- Какие инструменты потребуются? (кусачки, плоскогубцы)

- Какие материалы нам потребуются? (Бисер, проволока, картон)

- Назовите основные этапы плетения? (Стены, купол, крест)

- Что является основой? (основа из картона)

Ответы детей

Познавательные.

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата.

Сообщение темы

-Сегодня мы начнём устанавливать храм на фундамент и плетение стен

 Посмотрим на техническую карту

 

 

Регулятивные.

Составление плана и определение последовательности действий.

Техника безопасности

- Вспомним правила техники безопасности

1. Осторожно во время работы с ножницами.

2. Не брать бисер в рот.

3. Не рассыпать на пол, может стать причиной падения.

4.Хранить бисер в пакетах.

Дети называют правила

Регулятивные Соблюдать меры безопасности при работе с бисером.

Готовность рабочего места. Самостоятельная работа

10 мин

Все ли есть у вас для работы?

- Кто уверен, что справится с работой?

Творчество детей под наблюдением взрослого

Регулятивные.

Сохранение заданной цели, умение видеть ошибку и исправлять её.

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.


Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Дети выполняют разминку для глаз

Личностные.

Определять наиболее  эффективные способы достижения результата.

Регулятивные.

Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием

Самостоятельная работа 10 мин.

 

Творчество детей под наблюдением взрослого

Регулятивные.

Сохранение заданной цели, умение видеть ошибку и исправлять её.

Итог урока:

 

Рефлексия

 

- Чем занимались на занятии?

 

Продолжите предложения:

- Сегодня я познакомился с…

- Я узнал…

- Теперь я смогу…

 

Ответы детей

Познавательные.

Строить собственные рассуждения на тему высказывания.

Регулятивные.

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы

Личностные.

Объективная оценка результатов деятельности.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: shungaschool
Просмотров: 466 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz