УМК: Предметная область (автор учебника): Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М: Просвещение, 2015.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Форма урока: экскурсия в виртуальный музей кино
Цель: закрепление полученных знаний по теме «Имя существительное».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: (прописать из ФГОС):
- развитие умения оценивать свою работу и работу товарища
- развитие самостоятельности и самоконтроля
- развитие внимания и мышления
- обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся
- развитие умения работать с рабочими листами и листами оценивания
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (назвать, перечислить)
- развитие умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- развитие умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- развитие готовности слушать собеседника и вести диалог,
- формирование умения работать со словарем
- развитие умения осуществлять взаимоконтроль при работе в паре, в группе
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- развитие умения применять на практике полученные знания
- развитие умения толковать (объяснять) значения слов
- развитие умения различать постоянные и непостоянные признаки существительного
- развитие умения анализировать высказывание учителя и давать положительную или отрицательную оценку в письменной форме (переводить в рисунок)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: (назвать из программы курса согласно теме урока)
- закрепление полученных знаний по теме «Имя существительное»
- формирование умения распознавать орфограммы, изученные по теме «Имя существительное»
- формирование умения различать постоянные и непостоянные признаки существительного
- развитие умения выделять синтаксическую роль существительного
- развитие умения выполнять морфологический разбор существительного
ХОД УРОКА
Этапы урока
|
Содержание деятельности
|
|
учителя
|
ученика
|
1.Организационный момент (1 мин.).
|
- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную и интересную работу.
|
Проверка готовности к уроку.
|
2.
Эмоциональный момент
|
- Наш урок будет связан с очень интересной темой. Посмотрите на слайд. Что изображено?
С каким видом искусства может быть связан?
Я вам немного подскажу. Это прибор, воспроизводящий, при помощи целого ряда моментальных фотографических снимков, передаваемых на экране волшебного фонаря, все движения живых существ и неодушевленных предметов; изобретен Эдиссоном.
Называется он синематограф.
- С каким словом ассоциируется?
Всё верно, синематограф – это устарелое название кинематографа, кино.
В переводе с греческого означает записывающий движение. Кино - искусство кинематографии.
Итак, с какой темой будет связан урок?
- Правильно! А почему я выбрала именно эту тему?
На этот год приходится ряд значимых киноюбилейных дат — 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет киностудии «Союзмультфильм».
|
Не знаем.
Кинематограф, кино
кино
Кино.
Так как 2016-й год был объявлен в России Годом российского кино.
|
3. Актуализация знаний
|
- Ребята, а вы любите смотреть кино? А мультфильмы? Какие ваши любимые фильмы и мультфильмы?
- Здорово! Вот сегодня мы узнаем, как хорошо вы знаете мир кино и мультфильмы.
Урок русского языка сегодня не совсем обычный и называется «Экскурсия в виртуальный музей Кино» Мы побываем в разных залах музея, вспомним героев мультфильмов, увидим музейные предметы.
Вы будете выполнять задания разных видов и работать индивидуально, в парах и в группах, будете оценивать себя и своих товарищей. Победителем станет тот, кто выполнит правильно все задания и получит наибольшее количество баллов. Поэтому будьте внимательны, слушайте учителя, и тогда у вас все получится.
|
Ответы детей
|
4. Постановка темы и цели урока.
Фронтальная работа с классом.
|
- Какой частью речи является данное слово - кино?
- Какая тема урока? (открываю на доске карточку)
- Сформулируйте цель нашего урока, используя опорные слова:
1. Повторить, закрепить .. 2. Научиться…?
- Всё верно, нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме «Имя существительное».
|
Именем существительным.
Повторение ИС
повторить и закрепить знания об ИС, научиться работать в парах, группах, оценивать себя и товарищей
|
5. Повторение знаний
|
Итак, отправляемся на экскурсию в виртуальный музей Кино. Сегодня я буду выполнять роль экскурсовода, а вы будете в роли посетителей музея.
Чтобы попасть в музей, надо выполнить лингвистическую разминку, т.е. повторить теоретические вопросы по теме «Имя существительное». Вы готовы?
|
|
Лингвистическая разминка
|
Задание: Найди верное утверждение
Вы зачитываете утверждение, а в листках надо написать слово да, если оно верное, нет, если утверждение неверное.
Проверяем.
Молодцы! Проверяем! Оцените сами себя.
С какими утверждениями вы согласны, озвучьте номера, зачитайте утверждения.
С какими утверждениями вы не согласны?
Остальные утверждения верные.
Поставьте то количество баллов, которое вы заработали в лист оценивания. Максимум – 8 баллов. Итак, мы повторили теорию, и я вручаю вам билеты в музей разного цвета, обязательно сохраните, они нам ещё пригодятся на уроке.
|
Работа индивидуально на карточках.
Правильный вариант на слайде.
1, 4, 5, 7.
2, 3, 6, 8.
|
1) зал
|
А теперь представьте, что мы вошли в 1 зал музея. Он называется «Исторический»
Предлагаю посмотреть видео сюжет и запомнить, какая дата стала днем празднования Международного дня кино
https://www.youtube.com/watch?v=GoHTzinmjH0 1:20
Какая дата стала днем празднования Международного дня кино?
- Продолжаем нашу работу. Любое существительное имеет признаки. Как они называются?
- Морфологические признаки существительных делятся на 2 группы?
- Какие морфологические признаки относятся к непостоянным? (открываю карточки) Верно.
- Какие признаки относятся к постоянным? (открываю карточки)
Вот сейчас мы проверим, как вы умеете определять род и склонение. Работаем в парах.
Задание: Распределите существительные в таблице по склонениям (письменно на карточке в парах).
– Какие слова у вас остались?
Почему вы не отнесли ни к одному из 3-х склонений?
Молодцы! Справились с заданием, вспомнили склонение существительных и несклоняемые существительные.
Оцените свою работу в паре на листке оценивания по 5 –бальной системе. Переходим в следующий зал.
|
Просмотр видеосюжета.
28 декабря
Постоянные и непостоянные
Число и падеж
Род и склонение
Ученики распределяют слова и записывают на листках.
кино, «Гранд-кафе», Ла Сьота, Капуцинок, Люмьер
Эти существительные несклоняемые. Они не изменяются по падежам, по числам, не имеют окончания. Они состоят из корня.
Дети оценивают свою работу.
|
2) зал
|
2 зал называется «Кинопрофессии и музейные экспонаты» (письменно по вариантам)
- Ребята, как вы думаете, с каким постоянным признаком будут связаны существительные?
Правильно, открываю на доске 2 карточки.
Работаем по вариантам. Поднимите руки 1 вариант, 2 вариант.
Задание: вспомните и запишите в таблицу существительные - одушевлённые и неодушевлённые.
Слева (1 вариант) - профессии людей, связанные с процессом создания кино, а справа (2 вариант) - музейные экспонаты, связанные с кино, кинематографом.
1 вариант - одушевлённые
|
2 вариант - неодушевлённые
|
профессии людей, связанные с процессом создания кино
|
музейные экспонаты, связанные с кино, кинематографом
|
|
|
|
|
- Время прошло, проверяем также по вариантам, повернитесь 1 вариант к 1-му, 2 вариант к 2-му. Посчитайте количество слов и запишите эту цифру в лист оценивания напротив 2 –го зала.
Какой постоянный признак существительного мы ещё не вспомнили?
Открываю таблички.
|
Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
одушевлённые неодушевлённые
Режиссеры, продюсеры, операторы, актёры, каскадеры, гримеры, монтажеры, дублеры, композиторы, музыканты, художники, сценаристы, костюмеры, водители.
Кинофильм, кинокадр, синематограф, киноэкран, звук, освещение, лампа, плёнка, кинопроектор, билет, кинотеатр, киностудия
собственные, нарицательные.
|
3) зал Физкультминутка «Кто быстрей?»
|
- О них мы будем говорить в следующем 3 зале, который называется «Киноманы». Кто такие киноманы? Кто-нибудь из вас может назвать себя киноманом? Здорово!
- Сейчас мы вспомним имена собственные, а заодно немного отдохнём и проведём физкультминутку «Кто быстрей?»
Задание по рядам: каждый ряд получает свой листок, на котором вы должны будете записать собственные существительные - названия
1 ряд – кинофильмов
2 ряд – мультфильмов
3 ряд – фильмов – сказок
Как будем записывать собственные существительные?
- Передаём друг другу листок по очереди, записываем по одному названию.
Наши гости также могут помочь ребятам и принести дополнительные баллы. Предлагаю поучаствовать в этом соревновании (раздаю 3 листочка учителям)
Всем понятно задание? Начинаем по моему сигналу. На старт, внимание, начали.
- Проверяем, озвучиваем существительные по очереди и считаем количество слов, а теперь оцениваем, ставим количество баллов в листке оценивания. Дорогие гости, посчитайте свои баллы. Озвучьте их.
- Какие существительные вы повторили?
Приведите примеры нарицательных существительных. Молодцы!
А теперь посмотрите, у нас получилась схема – кластер. Чего не хватает в этой схеме?
Верно, переходим к синтаксической роли существительного. Для этого заходим в зал «Кинематограф»
|
Ценители, любители фильмов
С заглавной буквы и в кавычках.
Работа по рядам. Дети и учителя выполняют на листочках.
Имена существительные собственные
Синтаксическая роль имени существительного.
|
4) зал
|
4 зал «Кинематограф» Каждая пара получает карточку с предложением.
Задание: выполните синтаксический разбор предложения.
- Проверяем. Каким членом предложения является существительное кино?
Делаем вывод: Какова синтаксическая роль существительного? В роли какого члена предложения может выступать имя существительное?
Оцените работу своей пары по образцу. Поставьте баллы в лист оценивания (максимум 5 баллов, если подчёркнуты все члены предложения, поставлены вопросы, дана характеристика предложения)
Итак, кластер закончен? Молодцы! Теперь мы сможем сделать морфологический разбор существительного?
-Скажите, где создают кинофильмы и мультфильмы?
- А какие киностудии и кинокомпании знаете вы?
Молодцы! На какой киностудии в советское время создавали мультфильмы?
Переходим в следующий 5 зал.
|
Дети работаю в парах на карточках.
В роли подлежащего, обстоятельства, дополнения
подлежащее
обстоятельство
дополнение
да.
На киностудиях.
«Юниверсал-Сити», Columbia Pictures Miramax Films, "Аватар Фильм", Walt Disney, Ленфильм, Мосфильм Одесская киностудия
«Союзмультфильм»
|
5) зал
|
5 зал называется «Союзмультфильм» (индивидуально и 1 человек на доске)
Вот мы сейчас вспомним и повторим морфологический разбор существительных.
Предложение на слайде: Союзмультфи́льм» — крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов, основана в Москве 10 июня 1936 года.
Задание: выполните морфологический разбор существительных:
В Москве -
- Проверяем, 1 человек выполнял на доске!
Поменяйтесь листочками в парах. Оцениваем своих товарищей в парах. Максимум – 5 баллов.
Какие темы мы ещё не повторили по существительному?
|
Дети работаю индивидуально в листах контроля.
1 человек делал на доске.
Оценивание.
да, орфограммы
|
6) зал
|
Следующий зал - «Мультипликационный»
- Вспомним героев мультфильмов и узнаем историю их создания. Чтобы правильно выполнить задания, надо вспомнить орфограммы, изученные в теме «ИС».
Все задания будем выполнять в группах. Давайте разделимся на 4 группы. Посмотрите на цвет ваших билетиков, полученных в начале урока. Образуем группы: красная, голубая, зелёная, розовая. Все группы получают карточки и выполняют письменно.
_____________________________________________________________________________
1) карточка «Узнай героя мультфильма по изображению»
Группа получает набор карточек с изображением героев мультфильмов. Ваша задача: вспомнить и записать как зовут героя мультфильма, в названии присутствует орфограмма «Буква Е и И в суффиксах ЕК-ИК».
- Как проверить гласную е и и в суффиксах ек-ик? (правило)
Оцените работу: максимум – 5 баллов.
2) карточка «Узнай героя по названию мультфильма»
Задание: Я даю карточку с названием мультфильмов, а вы запишите напротив названия его героя, используя уменьшительно–ласкательный суффикс. (Учтите, что один герой встречается в нескольких мультфильмах) Вставьте пропущенную орфограмму в суффиксе.
- А теперь проверяем и оцениваем себя (максимум– 5 -6 баллов). На слайде правильные ответы:1) Барсучонок 2) Пятачок, Медвежонок 3) Зайчонок 4) Хомячок 5) Волчонок
3) карточка: Вставьте буквы Ч или Щ в суффиксах существительных ЧИК –ЩИК и соедините со звездой, допишите примеры существительных.
Правильные ответы: заказчик, щелкунчик, постановщик, извозчик, рассказчик. Максимум – 5 баллов.
4) карточка: раскройте скобки, слитно или раздельно пишется не с существительными?
Оцениваем: максимум баллов- 5 баллов.
-Давайте вспомним, какое было задание, определите, выполнено ли оно, проверьте правильность по образцу.
|
Работа в группах - командах
На карточке изображения героев:
Фунтик, Кролик, Ослик Иа, Смешарик,
Мальчик с пальчик, Кузнечик, Лунтик, Пончик Кузя,
Цветик-семицветик, Шарик, ёжик, железный дровосек.
Взаимопроверка и оценивание в командах.
|
6. Подведение итогов урока.
|
- Итак, наша виртуальная экскурсия по музею Кино подошла к концу. Подводим итоги. Посчитайте каждый из вас общее количество баллов в листке оценивания, запишите цифру в последний кадр.
Поднимитесь те, кто набрал максимум баллов. Давайте поаплодируем им! Они стали сегодня победителями и награждаются медалями.
|
|
7. Рефлексия.
|
- Я благодарю всех вас за активную работу на уроке. А теперь поблагодарите своего товарища за работу, скажите спасибо за сотрудничество и поясните, в чем именно это сотрудничество проявилось. Молодцы! Все работали хорошо.
|
|
8. Домашнее задание.
|
- А теперь откройте дневники, запишем домашнее задание. Составьте предложения, используя существительные по теме Кино:
«5» – 10 предложений, «4» – 8 предложений, «3» – 6 предложений
Спасибо за внимание!
|
|
|