Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 27.11.2024, 00:28

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Открытый урок по литературе в 6 классе
07.01.2017, 20:29

Цель: активизировать работу обучающихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения обучающихся самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.

Этап урока

Название приема

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

1.Постановка педагогической задачи 

 

 - Добрый день, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Давайте мы их поприветствуем.  

Сегодня на уроке мы будем исследовать, работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать материал в кластер, учиться оценивать себя и товарищей.

Учащиеся встают и здороваются.

2.Подготовка к решению учебной проблемы: актуализация способа и опыта решения учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия вызова.

Целеполагание.

- Урок посвящён одному талантливому русскому советскому поэту, писателю и общественному деятелю, который прожил большую и яркую жизнь. Его имя, отчество и фамилию вы назовёте, если разгадаете кроссворд. При этом вспомните произведения, изученные в 1 четверти.

- Назовите имя, отчество и фамилию писателя.

Учитель открывает листы с ФИО на доске.

Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на портрет писателя на слайде. Почему я выбрала именно этого писателя? В связи с чем, как вы думаете? Ведь по программе нет этого автора. Должна быть какая-то причина. Хорошо, а теперь посмотрите на даты жизни (1915-1979). Догадались?

 Правильно, в этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.  Именно поэтому мы затронем сегодня творчество Константина Михайловича Симонова.

Работа в парах.

 

 

 

Учащиеся разгадывают кроссворд в парах.

- Симонов Константин Михайлович

 

 

 Константин Михайлович Симонов

 

 

 

- В связи с юбилейной датой.

 

100 лет со дня его рождения.  

 

3. Создание проблемной ситуации. 

 

4.Формулирование проблемы. 

Приём ТРКМЧП «Знаю –не знаю – хочу узнать»

 

-А теперь давайте выясним, что мы знаем, чего не знаем и что хотим узнать об этом писателе. Для этого попрошу вас ответить на вопросы таблицы. Ставим знак +, если вы знаете ответ на вопрос, -, если не знаете, соответственно – или +, если хотите узнать.

- На какие вопросы вы ответили утвердительно?

Отрицательно? На какие вопросы вы хотите узнать ответ?

Сформулируйте цель урока, в этом вам помогут слова: узнать, познакомиться, выяснить)

Индивидуальная работа учащихся за партами: заполняют таблицу.

 

 

 

(1,2,14)

(3-13)

(3-13)

познакомиться с  биографией и творчеством Симонова

5. Поиск способа решения проблемы. 

 

 

- Скажите, где мы можем взять информацию о Симонове? В каком источнике?

Откройте содержание учебника, найдите информацию. Её нет. Перед нами проблема. Где ещё мы можем узнать о Симонове?

Хорошо, все предложенные вами способы нахождения информации мы используем на уроке.

 

в учебнике

 

в интернете, в библиотеке, на уроке от учителя


 

Физминутка.

 

 

 

 

А теперь физкультминутка

Встаньте, оглянитесь, найдите в нашем классе разноцветные звезды. Молодцы, а теперь разделимся на группы, посмотрите на цвет вашей звезды. Те, у кого звёзды жёлтого цвета, объединятся в группу №1, зелёные – в группу №2, оранжевые – в группу №3, розовые – в группу № 4

Давайте прочитаем правила работы в группе (на слайде):

Для работы в группе, предлагаю пользоваться условными знаками:   – прошу тишины (прикладываем палец к губам),
– спасите, просим помощи (поднимаем руку)

 

 

Учащиеся создают 4 группы в соответствии с цветом

 

Ученик читает:

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

 

 

6.Решение проблемы. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия

осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас мы с вами станем исследователями.

Внимание! Посмотрите на доску. Вы видите схему, так называемый кластер, который мы должны заполнить в процессе нашей работы. Для этого надо найти ответы на вопросы, связанные с биографией Константина Симонова. Каждая группа выполняет своё задание в соответствии с цветом вашей группы:

  1. читаете текст,
  2. выбираете необходимую информацию,
  3. находите ответ
  4. записываете на листках.

 Таким образом, мы заполним весь кластер.

Как только вы справитесь с заданиями, нужно будет представить итоги своей работы, озвучить.

Итак, можно начинать работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

7.Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы. 
 

Приём

«Составление

кластера»

–Представление группами итогов работы.

Остальные группы заполняют свободные места в кластере, слушая выступающих.

 

 

 

 

- Сейчас я предлагаю послушать девочек, которые выучили наизусть  стихотворения.

История создания стих-я «Жди меня»

Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль.

жёлтые Группа №1: «Описание детства, юности, учебы в литературном университете»

зелёные Группа №2 «Начало творческой деятельности и первые стихотворения»

оранжевые Группа №3 «Тема войны в творчестве К. Симонова»

 розовые Группа № 4 «Общественная деятельность после Второй мировой войны»

«Мы читаем стихи К.Симонова». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учениками стихотворений К.М. Симонова: «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…», Родина», «Кукла»

8.Применение обобщенных выводов к решению частных задач. 

 

- Итак, давайте снова возьмём свои листочки с табличками и отметим значком + вопросы, на которые узнали ответ.

На все вопросы мы узнали ответ?

Решили мы проблему? Узнали сведения из биографии и творчества писателя Симонова?

Индивидуально учащиеся отмечают в таблице.

 

Да

да

 

9.Диагностика умения решать проблемы. 

Рефлексия

 

-А теперь, чтобы закрепить наши знания, выполним следующее задание: напишем синквейн

- Что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). Какие правила существуют для его написания?

 

 

- Напишите синквейн по теме «Константин Симонов»

 

- Зачитайте, что у вас получилось по группам.

 

 

1 строка - 1 существительное (тема)

2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)

3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка – фраза из 4-х слов (отношение  к теме)

5 строка - 1 слово – резюме  (синоним темы)

Написание синквейна (работа в группа)

Учащиеся зачитывают.

10. Оценка. 

 

Оцените, пожалуйста, свою работу на разных этапах ( в парах и в группах).

Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени).  Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.

Делают выводы и обобщения.

Оценивают свою деятельность.

11. Подведение итогов. Вывод.

 

Окончить урок я хочу словами К.М. Симонова,  с которыми он в 1975 году обратился к народам Земли: «Люди, которые хотят, чтобы  Вторая мировая война действительно  называлась в учебниках истории  последней, должны, думая о  мире, особенно хорошо  помнить  уроки  войны».

Какой вывод мы должны с вами сделать? Нужно ли изучать многогранное творчество истинного патриота нашего Отечества?

Благодаря  творчеству  Константина  Симонова  в истории нашей  Родины навечно осталась невыдуманная биография  целого  поколения  солдат и летописцев  Великой Войны  и  Великой  Победы.

Предлагаю посмотреть  фрагмент    из  документального фильма  « Константин Симонов. Остаюсь военным писателем ».

-Кто-нибудь из вас захотел побольше узнать о творчестве Симонова?

 

 

 

 

 

 

Да, нужно продолжать изучать.


Приложения.

Знаю –не знаю – хочу узнать

Вопрос

Да, знаю

Не знаю

Хочу узнать

1 Писателя Симонова звали Константин Михайлович?

 

 

 

2. Константин Михайлович Симонов родился 100 лет назад?

 

 

 

3. Где родился К.М. Симонов?

 

 

 

4. Как звали родителей К.М. Симонова?

 

 

 

5 Где и как учился К.М. Симонов?

 

 

 

6. Какие произведения были написаны Симоновым в начале творческой деятельности?

 

 

 

7. Константин Симонов – это настоящее имя или псевдоним?

 

 

 

8. В какой должности Симонов ездил на фронт?

 

 

 

9. В каких произведениях Симонова отразилась тема войны?

 

 

 

10. Какие должности занимал Симонов в мирное послевоенное время?

 

 

 

11. Какие произведения были написаны Симоновым в мирное послевоенное время?

 

 

 

12. Когда и где умер Симонов?

 

 

 

13 Как Симонов завещал себя похоронить?

 

 

 

14. Автором стихотворений «Жди меня» является Симонов?

 

 

 

 

1 группа: «Описание детства, юности, учебы в литературном университете»

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде.

Родители

  • Мать: княжна Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975)
  • Отец: Михаил Агафангелович Симонов (супруг А. Л. Оболенской с 1912 года)
  • Отчим:Александр Григорьевич Иванишев (супруг А. Л. Оболенской с 1919 года)

Отец Михаил Симонов (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.

Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в 1934 году в Литературный институт имени А. М. Горького.

 

2 группа «Начало творческой деятельности и первые стихотворения»

Начиная с 1936 года, в журналах и газетах стали появляться стихи Симонова. Всю жизнь Константин Михайлович увлекался историей. Две поэмы "Ледовое побоище" и "Суворов" написаны на исторические темы. Незадолго до войны писатель начал лирический цикл "С тобой и без тебя", работу над которым закончил уже в послевоенные годы. Симонов был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халхин-Голе. Константин Михайлович был корреспондентом газеты "Героическая красноармейская".

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность[1].

 

 

3 группа «Тема войны в творчестве К. Симонова»

В годы Великой Отечественной войны около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт. Должность фронтового корреспондента газеты "Красная звезда" открывала немалые возможности для того, кто хотел видеть и знать, а Симонов принадлежал именно к таким людям. 14 января 1942 года "Правда" опубликовала стихотворение "Жди меня", и Константин Михайлович сразу стал обладателем одного из самых громких литературных имен. Четыре книги "От Черного до Баренцева моря" вобрали хоть и большую, но только часть написанных Симоновым в войну рассказов и очерков. Пятая книжка - "Югославская тетрадь" - результат пребывания писателя осенью 1944 года у партизан Южной Сербии. Шестая - "Письма из Чехословакии" - рассказывает о боях последних месяцев войны.

Сходите в библиотеку, найдите книги о творчестве Симонова. Какие стихотворения написал Симонов на тему войны.

4 группа

«Общественная деятельность после Второй мировой войны»

В мирное время Симонов становится одним их руководителей Союза писателей, главным редактором "Нового мира", а затем "Литературной газеты", общественным деятелем. Одна за другой следуют зарубежные командировки в Японию, США, Канаду и Китай. Результатом поездок в дальние страны стали пьесы: "Чужая тень", "Русский вопрос", "Четвертый", повесть "Дым отечества". В конце 1952 года опубликован роман "Товарищи по оружию". Приступив к работе над трилогией "Живые и мертвые", писатель не ограничился собственными воспоминаниями, пережитым на фронте с ним делились Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев. Работа над тремя самыми крупными прозаическими вещами (трилогией "Живые и мертвые", дневниками "Разные дни войны" и романом "Так называемая личная жизнь"), в сущности, шла одновременно.

Симонов увлекался документалистикой - кинематографической и телевизионной, этому делу было отдано много сил и времени. Даже в последний год жизни фронт намеченных и начатых работ был у Симонова очень широк. Он принялся за сценарий художественного фильма, Госкино СССР приняло заявку Симонова на документальный фильм о маршале Г.К. Жукове. Весной 1979 года писатель продиктовал рукопись "Глазами человека моего поколения". Работоспособность и упорство Симонова известны. Но болезни давали знать о себе все больше, а сил становилось все меньше и меньше.

Константин Михайлович Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года в Москве. Как он завещал, прах его развеян под Могилевом на Буйническом поле.

Лист оценивания   группа № ___________                           

 

 

                                   Фамилия, имя учащегося

Этап урока

 

 

 

Составление кластера (работа группах)

 

 

 

Синквейн (работа группах)

 

 

 

        

Критерии оценивания

Этап урока

«5»

«4»

«3»

«2»

Составление кластера (работа группах)

Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, кратко излагал материал

Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал

Ученик не очень активно работал в группе, постоянно отвлекался, не хотел искать ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал

Ученик не работал в группе, отвлекался, не искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал

Синквейн (работа группах)

Ученик активно работал в группе, составлял синквейн

Ученик активно работал в группе, не мог составить синквейн

Ученик не очень активно работал в группе, отвлекался,

Ученик не работал в группе, отвлекался, не хотел составлять синквейн

Категория: Мои файлы | Добавил: Ольга
Просмотров: 1157 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz