Цель: активизировать работу обучающихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения обучающихся самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Этап урока
|
Название приема
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
1.Постановка педагогической задачи
|
|
- Добрый день, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Давайте мы их поприветствуем.
Сегодня на уроке мы будем исследовать, работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать материал в кластер, учиться оценивать себя и товарищей.
|
Учащиеся встают и здороваются.
|
2.Подготовка к решению учебной проблемы: актуализация способа и опыта решения учебных задач.
|
Стадия вызова.
Целеполагание.
|
- Урок посвящён одному талантливому русскому советскому поэту, писателю и общественному деятелю, который прожил большую и яркую жизнь. Его имя, отчество и фамилию вы назовёте, если разгадаете кроссворд. При этом вспомните произведения, изученные в 1 четверти.
- Назовите имя, отчество и фамилию писателя.
Учитель открывает листы с ФИО на доске.
Сформулируйте тему урока.
Посмотрите на портрет писателя на слайде. Почему я выбрала именно этого писателя? В связи с чем, как вы думаете? Ведь по программе нет этого автора. Должна быть какая-то причина. Хорошо, а теперь посмотрите на даты жизни (1915-1979). Догадались?
Правильно, в этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. Именно поэтому мы затронем сегодня творчество Константина Михайловича Симонова.
|
Работа в парах.
Учащиеся разгадывают кроссворд в парах.
- Симонов Константин Михайлович
Константин Михайлович Симонов
- В связи с юбилейной датой.
100 лет со дня его рождения.
|
3. Создание проблемной ситуации.
4.Формулирование проблемы.
|
Приём ТРКМЧП «Знаю –не знаю – хочу узнать»
|
-А теперь давайте выясним, что мы знаем, чего не знаем и что хотим узнать об этом писателе. Для этого попрошу вас ответить на вопросы таблицы. Ставим знак +, если вы знаете ответ на вопрос, -, если не знаете, соответственно – или +, если хотите узнать.
- На какие вопросы вы ответили утвердительно?
Отрицательно? На какие вопросы вы хотите узнать ответ?
Сформулируйте цель урока, в этом вам помогут слова: узнать, познакомиться, выяснить)
|
Индивидуальная работа учащихся за партами: заполняют таблицу.
(1,2,14)
(3-13)
(3-13)
познакомиться с биографией и творчеством Симонова
|
5. Поиск способа решения проблемы.
|
|
- Скажите, где мы можем взять информацию о Симонове? В каком источнике?
Откройте содержание учебника, найдите информацию. Её нет. Перед нами проблема. Где ещё мы можем узнать о Симонове?
Хорошо, все предложенные вами способы нахождения информации мы используем на уроке.
|
в учебнике
в интернете, в библиотеке, на уроке от учителя
|
|
Физминутка.
|
А теперь физкультминутка
Встаньте, оглянитесь, найдите в нашем классе разноцветные звезды. Молодцы, а теперь разделимся на группы, посмотрите на цвет вашей звезды. Те, у кого звёзды жёлтого цвета, объединятся в группу №1, зелёные – в группу №2, оранжевые – в группу №3, розовые – в группу № 4
Давайте прочитаем правила работы в группе (на слайде):
Для работы в группе, предлагаю пользоваться условными знаками: – прошу тишины (прикладываем палец к губам),
– спасите, просим помощи (поднимаем руку)
|
Учащиеся создают 4 группы в соответствии с цветом
Ученик читает:
Запомни и соблюдай простые правила:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
|
6.Решение проблемы.
|
Стадия
осмысления.
|
- Сейчас мы с вами станем исследователями.
Внимание! Посмотрите на доску. Вы видите схему, так называемый кластер, который мы должны заполнить в процессе нашей работы. Для этого надо найти ответы на вопросы, связанные с биографией Константина Симонова. Каждая группа выполняет своё задание в соответствии с цветом вашей группы:
- читаете текст,
- выбираете необходимую информацию,
- находите ответ
- записываете на листках.
Таким образом, мы заполним весь кластер.
Как только вы справитесь с заданиями, нужно будет представить итоги своей работы, озвучить.
Итак, можно начинать работу в группах.
|
Групповая работа.
|
7.Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы.
|
Приём
«Составление
кластера»
|
–Представление группами итогов работы.
Остальные группы заполняют свободные места в кластере, слушая выступающих.
- Сейчас я предлагаю послушать девочек, которые выучили наизусть стихотворения.
История создания стих-я «Жди меня»
Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:
Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль.
|
жёлтые Группа №1: «Описание детства, юности, учебы в литературном университете»
зелёные Группа №2 «Начало творческой деятельности и первые стихотворения»
оранжевые Группа №3 «Тема войны в творчестве К. Симонова»
розовые Группа № 4 «Общественная деятельность после Второй мировой войны»
«Мы читаем стихи К.Симонова».
Чтение учениками стихотворений К.М. Симонова: «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…», Родина», «Кукла»
|
8.Применение обобщенных выводов к решению частных задач.
|
|
- Итак, давайте снова возьмём свои листочки с табличками и отметим значком + вопросы, на которые узнали ответ.
На все вопросы мы узнали ответ?
Решили мы проблему? Узнали сведения из биографии и творчества писателя Симонова?
|
Индивидуально учащиеся отмечают в таблице.
Да
да
|
9.Диагностика умения решать проблемы.
|
Рефлексия
|
-А теперь, чтобы закрепить наши знания, выполним следующее задание: напишем синквейн
- Что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). Какие правила существуют для его написания?
- Напишите синквейн по теме «Константин Симонов»
- Зачитайте, что у вас получилось по группам.
|
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Написание синквейна (работа в группа)
Учащиеся зачитывают.
|
10. Оценка.
|
|
Оцените, пожалуйста, свою работу на разных этапах ( в парах и в группах).
Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
|
Делают выводы и обобщения.
Оценивают свою деятельность.
|
11. Подведение итогов. Вывод.
|
|
Окончить урок я хочу словами К.М. Симонова, с которыми он в 1975 году обратился к народам Земли: «Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».
Какой вывод мы должны с вами сделать? Нужно ли изучать многогранное творчество истинного патриота нашего Отечества?
Благодаря творчеству Константина Симонова в истории нашей Родины навечно осталась невыдуманная биография целого поколения солдат и летописцев Великой Войны и Великой Победы.
Предлагаю посмотреть фрагмент из документального фильма « Константин Симонов. Остаюсь военным писателем ».
-Кто-нибудь из вас захотел побольше узнать о творчестве Симонова?
|
Да, нужно продолжать изучать.
|
Приложения.
Знаю –не знаю – хочу узнать
Вопрос
|
Да, знаю
|
Не знаю
|
Хочу узнать
|
1 Писателя Симонова звали Константин Михайлович?
|
|
|
|
2. Константин Михайлович Симонов родился 100 лет назад?
|
|
|
|
3. Где родился К.М. Симонов?
|
|
|
|
4. Как звали родителей К.М. Симонова?
|
|
|
|
5 Где и как учился К.М. Симонов?
|
|
|
|
6. Какие произведения были написаны Симоновым в начале творческой деятельности?
|
|
|
|
7. Константин Симонов – это настоящее имя или псевдоним?
|
|
|
|
8. В какой должности Симонов ездил на фронт?
|
|
|
|
9. В каких произведениях Симонова отразилась тема войны?
|
|
|
|
10. Какие должности занимал Симонов в мирное послевоенное время?
|
|
|
|
11. Какие произведения были написаны Симоновым в мирное послевоенное время?
|
|
|
|
12. Когда и где умер Симонов?
|
|
|
|
13 Как Симонов завещал себя похоронить?
|
|
|
|
14. Автором стихотворений «Жди меня» является Симонов?
|
|
|
|
1 группа: «Описание детства, юности, учебы в литературном университете»
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде.
Родители
- Мать: княжна Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975)
- Отец: Михаил Агафангелович Симонов (супруг А. Л. Оболенской с 1912 года)
- Отчим:Александр Григорьевич Иванишев (супруг А. Л. Оболенской с 1919 года)
Отец Михаил Симонов (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.
Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в 1934 году в Литературный институт имени А. М. Горького.
2 группа «Начало творческой деятельности и первые стихотворения»
Начиная с 1936 года, в журналах и газетах стали появляться стихи Симонова. Всю жизнь Константин Михайлович увлекался историей. Две поэмы "Ледовое побоище" и "Суворов" написаны на исторические темы. Незадолго до войны писатель начал лирический цикл "С тобой и без тебя", работу над которым закончил уже в послевоенные годы. Симонов был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халхин-Голе. Константин Михайлович был корреспондентом газеты "Героическая красноармейская".
Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность[1].
3 группа «Тема войны в творчестве К. Симонова»
В годы Великой Отечественной войны около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт. Должность фронтового корреспондента газеты "Красная звезда" открывала немалые возможности для того, кто хотел видеть и знать, а Симонов принадлежал именно к таким людям. 14 января 1942 года "Правда" опубликовала стихотворение "Жди меня", и Константин Михайлович сразу стал обладателем одного из самых громких литературных имен. Четыре книги "От Черного до Баренцева моря" вобрали хоть и большую, но только часть написанных Симоновым в войну рассказов и очерков. Пятая книжка - "Югославская тетрадь" - результат пребывания писателя осенью 1944 года у партизан Южной Сербии. Шестая - "Письма из Чехословакии" - рассказывает о боях последних месяцев войны.
Сходите в библиотеку, найдите книги о творчестве Симонова. Какие стихотворения написал Симонов на тему войны.
4 группа
«Общественная деятельность после Второй мировой войны»
В мирное время Симонов становится одним их руководителей Союза писателей, главным редактором "Нового мира", а затем "Литературной газеты", общественным деятелем. Одна за другой следуют зарубежные командировки в Японию, США, Канаду и Китай. Результатом поездок в дальние страны стали пьесы: "Чужая тень", "Русский вопрос", "Четвертый", повесть "Дым отечества". В конце 1952 года опубликован роман "Товарищи по оружию". Приступив к работе над трилогией "Живые и мертвые", писатель не ограничился собственными воспоминаниями, пережитым на фронте с ним делились Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев. Работа над тремя самыми крупными прозаическими вещами (трилогией "Живые и мертвые", дневниками "Разные дни войны" и романом "Так называемая личная жизнь"), в сущности, шла одновременно.
Симонов увлекался документалистикой - кинематографической и телевизионной, этому делу было отдано много сил и времени. Даже в последний год жизни фронт намеченных и начатых работ был у Симонова очень широк. Он принялся за сценарий художественного фильма, Госкино СССР приняло заявку Симонова на документальный фильм о маршале Г.К. Жукове. Весной 1979 года писатель продиктовал рукопись "Глазами человека моего поколения". Работоспособность и упорство Симонова известны. Но болезни давали знать о себе все больше, а сил становилось все меньше и меньше.
Константин Михайлович Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года в Москве. Как он завещал, прах его развеян под Могилевом на Буйническом поле.
Лист оценивания группа № ___________
|
Фамилия, имя учащегося
|
Этап урока
|
|
|
|
Составление кластера (работа группах)
|
|
|
|
Синквейн (работа группах)
|
|
|
|
Критерии оценивания
Этап урока
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
Составление кластера (работа группах)
|
Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, кратко излагал материал
|
Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал
|
Ученик не очень активно работал в группе, постоянно отвлекался, не хотел искать ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал
|
Ученик не работал в группе, отвлекался, не искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал
|
Синквейн (работа группах)
|
Ученик активно работал в группе, составлял синквейн
|
Ученик активно работал в группе, не мог составить синквейн
|
Ученик не очень активно работал в группе, отвлекался,
|
Ученик не работал в группе, отвлекался, не хотел составлять синквейн
|
|