Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 14:34

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ОРКСЭ Нравственные идеалы
[ Скачать с сервера (4.62 Mb) ] 05.02.2016, 12:35

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Слайды

 
 

 

I. Организационный момент(2 мин)

 

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

III. Постановка учебной

задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа по теме

 

 

Слушание I части Второй симфонии Бородина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В М. Васнецов «Богатыри»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Продолжение работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI Рефлексия (3 мин)

 

 

 

 

Итог урока

 

 

 

Домашнее задание

 

Прозвенел звонок.

Начинается урок

Назад повернемся,

Гостям улыбнемся.

Обратно вернемся

Друг другу улыбнемся.

 

Загадка

Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. 

 

 

 

2  Сегодня урок необычный урок – исследование. Предположите о ком будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: Нравственные идеалы.

В процессе  исследования мы должны ответить на следующие вопросы:

                 -  Кто такие богатыри?

                 - Какие они?

                 - Кто мог стать богатырём?

                 - В какие времена жили?

                 - Внешний вид

                 - Жилище

                   - В каких произведениях нашла  

                     отражение« богатырская» тема?

                  - В чём заслуга богатырей?

                  - Есть ли богатыри в наше время?

 

 

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

 

 

 

В какие времена они жили?

 

 

 

 

-Какими представляют себе ребята героев этой симфонии, слушая её  звучание в симфоническом оркестре? Мужественно, сурово, мощно звучит главная тема, вызывая представления о неодолимой, «великой» силе легендарных героев. Эта симфония так и называется «Богатырская».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

 

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери

богатыря в дорогу»

 

 

     Загадки

- Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

 

- Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

 

Что ещё одевали богатыри для защиты от оружия в бою? (латы)

 

- Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же…

 

 

- Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный…

 

 

 

Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

 - Давайте посмотрим,  как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

 

 

Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

- Что можно сказать  о природе

Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

В)  Характеристика  Ильи Муромца.            

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь  Илья Муромец не сразу богатырём стал.

Викторина

  1. Почему Илью назвали Муромцем?
  2. Каким недугом страдал Илья Муромец?
  3. Кто помог исцелиться Илье Муромцу?
  4. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца
  5. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете?
  6. Назовите отрицательных персонажей былин.

 

 

 

 Вывод: Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.

 

 

 

Картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

 

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю.

 

- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

 

-  Как вы думаете,  богатыри  были воспитанными людьми?

 - а вы считаете себя воспитанными людьми? Почему?

- да, воспитанные люди придерживаются определенных норм и правил поведения.

 

-я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстом в учебном пособии с.52-53 , делая пометки:

 

- как можно назвать все эти качества?

- какие поступки они совершали?

- ради чего или кого они совершали эти поступки?

- можно ли эти поступки назвать нравственными?

 

 

 

 

 

• Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь»?
• Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет?


- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

 

Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.

Прочитайте подписи к ним.

- Почему именно их разместили в учебнике?

- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?

- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри

- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

 

- Кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

 

  -А на память я хочу вручить  вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.


 Сегодняшний день

Постарайся запомнить

И в сердце его сохрани.

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое!

                   ИлонаГрошева "Будущим защитникам")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богатырь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

С 9 – 15 век

 

 

 

 

 

 

 

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

 

 

(собирают  богатыря для дальнего пути)

 

 

 

кольчуга

 

шлем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

меч

 

 

 

 

 

Щит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Родом из Мурома).

(Ноги не ходили).

(Калики перехожие)

 

(Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

(Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).

(Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин  Змеевич)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.  

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.

 

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крепкий, рослый

 

Честь, верность, …..

 

 

 

ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

.

 

 

 

Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это Россия спасла Западную Европу от   монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.

Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили  в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  

И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Для создания конспекта и презентации использовались материалы из Интернет

Категория: Мои файлы | Добавил: shungaschool
Просмотров: 859 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz