I. Организационный момент(2 мин)
II. Актуализация знаний
III. Постановка учебной
задачи.
IV. Работа по теме
Слушание I части Второй симфонии Бородина.
В М. Васнецов «Богатыри»
V. Продолжение работы по теме урока.
VI Рефлексия (3 мин)
Итог урока
Домашнее задание
|
Прозвенел звонок.
Начинается урок
Назад повернемся,
Гостям улыбнемся.
Обратно вернемся
Друг другу улыбнемся.
Загадка
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
2 Сегодня урок необычный урок – исследование. Предположите о ком будем говорить сегодня на уроке?
Тема урока: Нравственные идеалы.
В процессе исследования мы должны ответить на следующие вопросы:
- Кто такие богатыри?
- Какие они?
- Кто мог стать богатырём?
- В какие времена жили?
- Внешний вид
- Жилище
- В каких произведениях нашла
отражение« богатырская» тема?
- В чём заслуга богатырей?
- Есть ли богатыри в наше время?
- Кто такие богатыри? Ваши предположения.
В какие времена они жили?
-Какими представляют себе ребята героев этой симфонии, слушая её звучание в симфоническом оркестре? Мужественно, сурово, мощно звучит главная тема, вызывая представления о неодолимой, «великой» силе легендарных героев. Эта симфония так и называется «Богатырская».
– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери
богатыря в дорогу»
Загадки
- Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут
- Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом
Что ещё одевали богатыри для защиты от оружия в бою? (латы)
- Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же…
- Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный…
Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
- Давайте посмотрим, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.
Что вы здесь видите?
- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?
- Что вы можете сказать об этих людях?
- Где это происходит?
- Когда это могло происходить?
- О чем думают богатыри?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?
- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?
- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.
- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?
- Что можно сказать о природе
Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»
В) Характеристика Ильи Муромца.
- А кто из богатырей главный?
- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)
- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал.
Викторина
- Почему Илью назвали Муромцем?
- Каким недугом страдал Илья Муромец?
- Кто помог исцелиться Илье Муромцу?
- Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца
- Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете?
- Назовите отрицательных персонажей былин.
Вывод: Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.
Картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев?
- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.
Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю.
- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.
- Как вы думаете, богатыри были воспитанными людьми?
- а вы считаете себя воспитанными людьми? Почему?
- да, воспитанные люди придерживаются определенных норм и правил поведения.
-я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстом в учебном пособии с.52-53 , делая пометки:
- как можно назвать все эти качества?
- какие поступки они совершали?
- ради чего или кого они совершали эти поступки?
- можно ли эти поступки назвать нравственными?
• Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь»?
• Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет?
- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
- Кто они?
- Кого называют героем? Обратимся к словарю.
Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.
Прочитайте подписи к ним.
- Почему именно их разместили в учебнике?
- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?
- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри
- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.
- Кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
-А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
ИлонаГрошева "Будущим защитникам")
|
Богатырь
Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.
Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.
С 9 – 15 век
«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
(собирают богатыря для дальнего пути)
кольчуга
шлем
меч
Щит
(Родом из Мурома).
(Ноги не ходили).
(Калики перехожие)
(Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).
(Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).
(Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.
Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.
Крепкий, рослый
Честь, верность, …..
ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности
.
Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.
Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.
Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.
Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.
Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.
И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
|
|
|