Предмет: музыка
Класс: 1-2 классы
Тема четверти : «Музыка и ты»
Тема урока: «Край, в котором ты живешь». Открытый урок в рамках районного методического объединения учителей музыки.
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 1-2 класс».
Р.К. « Музыкальное путешествие по родному краю.»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Показать детям красоту карельской родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с такими понятиями как «малая Родина», музыкальными инструментами Карелии.
Развивающая: Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музыкальной деятельности – хоровое пение, исполнение песен в хороводах, игры..
Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение).
Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано.
Планируемые результаты
-предметные: Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне
Универсальные учебные действия
- познавательные УУД: ставить и формулировать проблему.
-регулятивныеУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
-коммуникативные УУД: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
-личностные: Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как любовь, добро, счастье, дружба, долг
Проблема урока: С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты слушаешь музыку и поешь об Отчизне? С какими народными праздниками знаком?
Музыкальный материал:
« Гимн Карелии» муз. Александр Белобородов сл. А.Мишин и И.Костин
Мелодия звучания кантеле
« Песня о Карелии»
Организационный момент: дети заходят и слушают песню «Карелия»
Ход урока:
У каждого человека есть земля, на которой он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужен хлеб, еда, вода. Без всего этого человеку жить просто невозможно. Но среди самого необходимого у человека есть Родина. Что такое Родина? ( ответы детей)
Родина-это наша семья, наше село, наш край, в котором мы живём, наша страна-Россия.
Родина-это то место, где мы родились, ходим в школу. Родина-это наша природа-леса и поля, озёра и реки. Ребята, как называется наша республика, в которой мы родились и живём?
Вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по нашей родной Карелии, но оно будет не простое, а музыкальное. Тема нашего урока «Музыкальное путешествие по родному краю»
Слайд 1
Мы познакомимся с главной песней нашей республики, с национальным инструментом, будем петь песни и водить хороводы. Я думаю, после нашего музыкального путешествия вы ещё больше будете любить наш родной карельский край. А скажите, как называется чувство любви к своей Родине, родному краю, к людям, которые рядом с вами живут? Ответ: Чувство патриотизма.
Ребята, у каждой страны, республики есть главная песня. Вы не знаете, как она называется? Ответ: Гимн. А когда исполняется гимн? ( во время торжественных мероприятий).Гимн Российской Федерации вы знаете, а сейчас вы услышите и познакомитесь с гимном Карелии. Внимательно слушайте и потом скажите, какой характер мелодии и кто исполняет гимн Карелии.
Ребята, когда звучит гимн, все люди встают, но мы сегодня только знакомимся, поэтому будем слушать сидя и молча.
Слайд 2
Исполнение гимна.
Что вы можете сказать о характере мелодии? (торжественная, величавая, плавная, важная, напевная).
Мелодию сочиняет кто? (композитор)
Мелодию гимна сочинил композитор-Александр Белобородов, а стихи написали Армас Мишин и Иван Костин, наш земляк. Он родился и жил раньше в деревне Хашозеро, это недалеко от Шуньги, сейчас он живёт в городе Петрозаводске.
Чтобы гимн прозвучал, его надо исполнить. Как называется человек, который исполняет мелодию или песню? ( исполнитель) Кто исполняет гимн? Один человек, два или много?
Значит, гимн исполняет хор, какие голоса вы услышали? И женские и мужские. Гимн исполнял смешанный хор.
А как называется человек, который слушает мелодию или песню? (слушатель) Мы сейчас с вами были слушатели.
Наше музыкальное путешествие продолжается.
У каждого, ребята, народа есть свой национальный музыкальный инструмент.
Вы знаете русский народный инструмент Ответ: балалайка.
В Карелии есть тоже свой национальный карельский инструмент, называется он-кантеле
Слайд 3
Посмотрите на него, его называют ещё «карельские гусли», потому что кантеле похоже на старинный инструмент-гусли. Что есть на этом инструменте? Струны. Звучание этого инструмента очень мелодичное и красивое. Давайте послушаем, как звучит кантеле.
Понравилось вам, как звучит кантеле. Давайте хором скажем название его и запомним.
А сейчас наше музыкальное путешествие приближается к родному месту, где мы родились и ходим в школу. Как называется наше красивое село? Шуньга. Вы любите нашу Шуньгу? А за что?
Посмотрите эти фотографии, правда красивая Шуньга? В любое время года. Не зря говорят про наше село «Великолепная Шуньга».
По просторам Отчизны нашей
Я немало дорог прошёл,
Но родимой сторонки краше
Я, поверьте, нигде не нашёл
Здесь озёра, кругом озёра
Голубой отражают свет,
И широким лесным просторам
Ни конца и ни края нет.
А чем знаменито наше село? Ответы
слайд
С давних времён в Шуньге проводились весёлые гулянья-ярмарки. А что такое ярмарка. Праздник. Торговля.
Чем торговали на ярмарке?(рыба, мёд, хлеб, ткани, шкуры животных, посуда, кожа, разные мелкие товары-бусы, брошки). В старину народные ярмарки были любимым времяпровождением. Их считали великим праздником. На ярмарках не только торговали, но и что ещё делали? ( плясали, песни пели, водили хороводы, играли в разные игры).
Давайте сейчас мы тоже с вами встанем в хоровод и споём старинные заонежские песни.
Дети водят хороводы.( « Во поле орешина», « Кто у нас хорошай»).
Как вы сказали, на ярмарках любили ещё и танцевать. Давайте посмотрим карельский танец в исполнении знаменитого карельского танцевального коллектива «Кантеле»
Видео
Слайд ( заполнение кроссворда)
Наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим, что вы сегодня новое узнали и что запомнили с помощью разгадывания кроссворда. Я буду задавать вопросы, а вы правильно отгадывать каждое слово, вертикально должно получиться название нашей республики.
- Как называлось весёлое гулянье в старину с торговлей, песнями, хороводами и играми.
- Как называется чувство любви к своей Родине, окружающим людям.
- С помощью чего играет инструмент-кантеле.
- Старинный народный карельский инструмент, его ещё называют «карельские гусли»
- Что называют «душой музыки», что самое главное есть в музыкальном произведении, песни.
- Как называется главная песня страны, республики.
- Как имя девушки, к которой Иванушка подъезжает на своём коне в хороводе «Кто у нас хорошай»
Какое слово получилось по горизонтали?
Это название нашей республики, по которой мы совершали сегодня музыкальное путешествие.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Цель: исполнить заключительную песню, подвести итоги проделанной работы,
Давайте споём очень красивую песню о нашей Карелии.
Все люди любят путешествовать. Когда они приезжают домой, то делятся своими впечатлениями. Что-то им очень нравится, а что-то огорчает. На столе лежат смайлики с хорошим настроением и не очень. Вы сейчас подойдёте к столу и выберете смайлик. Если вам понравилось наше путешествие, то положите улыбающийся смайлик в жёлтый круг, а если не очень, то возьмёте грустный и положите в серый круг.
|