Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 18:05

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Калевала
[ Скачать с сервера (9.12 Mb) ] 05.02.2016, 12:27

 Обобщающий урок  по теме:  «Калевала – жемчужина северного края».

Цель:        обобщение знаний детей о жизни и быте древних народов.

 

Задачи:      конкретизация  представлений детей о героях эпоса как личностях;

                   содействие нравственному становлению личности детей.

                   воспитание любви к родному краю.

 

Оборудование: сборники эпоса «Калевала» в пересказе А.Любарской у учащихся на партах, выставка книг эпоса (разные годы издания), иллюстрации учащихся, презентация, фломастеры, бумага.

                                                                              Ход урока:

1 Организационный момент

Вы, наверное, на перемене обратили внимание на выставку рисунков, выставку книг и догадались, о чём пойдёт речь на занятии. (Да, речь пойдёт о бесценном творении о карело-финском эпосе «Калевала»)

Слайд 1-14

Звучит песня «В разных краях оставляем мы сердца частицу…», на экране появляются карельские пейзажи.

2 Рефлексия

- Покажите, какое настроение у вас было, когда смотрели слайды. (дети показывают «Светофорики»)

 - Почему у вас хорошее настроение?  Для нас с вами нет ничего красивее нашего озёрного края, нашей Карелии. Вы даже узнали знакомые места.

3 Актуализация знаний

- Скажите, почему в Карелию приезжает так много туристов? (чистый воздух, вода, много достопримечательностей – это водопад Кивач, остров Валаам, знаменитые Кижи).

Да, богат наш край: в недрах земли много полезных ископаемых, наш край называют «край лесов», «Край голубых озёр», и люди у нас живут умелые, смелые, отважные. Нам есть, чем  гордится, что любить и всё это богатство  требует от нас заботы и внимания.

- Много есть чудесных сказок о далёкой жизни предков. Назовите карельские сказки, которые вы читали. (дети перечисляют)

4  Обобщение знаний

- Здесь, на земле древней Калевалы, в давние времена сложил народ песни-руны, которые собрал и бережно обработал финский исследователь Элиас  Лённрот (показ книги). Этим памятником гордится наш народ, эпос «Калевала» знают во всём мире.

Слайд 15

Слайд 16

Рассказ об Элиасе Лённроте (подготовленный ученик)

Давно это было (около 170 лет назад)  по тихим деревушкам, затерянным в глухих карельских лесах, бродил человек, одетый в длинный сюртук из грубого сукна да в простые крестьянские башмаки. Добродушный и немножко неуклюжий, он вызывал вначале недоумение, так как всюду, где появлялся, просил об одном: поведать ему преданья старины, народные песни-руны. Он преодолел около 20 тысяч км  - пешком, на лыжах, на лодке. В пути он лечил больных, кроил и шил нехитрые крестьянские наряды. Жил в нищих избах карел, питавшихся в голодные годы лепёшками из древесной коры. Соль в те времена в крестьянских семьях была роскошью, А для доброго гостя крестьяне не жалели ничего. Но самым дорогим для него даром были руны. Особенно живо они звучали у костра, где–нибудь на берегу тихой ламбушки. Вначале это были отдельные руны, но постепенно Лённрот понял, что на материале некоторых рун можно создать цельные песни, из совокупности которых получится увлекательный рассказ о жизни в далёкие времена народа – труженика, народа – творца. Так была создана «Калевала».

Слайд 17

- Что такое руны?  ( Руны – песни, которые вошли в  эпос «Калевала»)                                                                           - Встретятся на народном празднике двое, сядут друг против друга, возьмутся за руки и затянут негромкую песню, чудесную сказку о солнечной стране Калевале, о её славных героях.

Слайд 18

Звучит кантеле.

Зёрна мудрости великой

Дарит нам народ любовно.

Коль посеешь их умело,

Будешь холить и лелеять –

Ты пожнёшь успех  в работе,

Ты познаешь счастье в детях…

 

Итак, мы прочитали эпос «Калевала»                                                                                                               Понравился ли он вам? Чем понравился? («Калевала» - мечта о счастье,  которое наши предки представляли в виде волшебного Сампо, чудо-мельницы,  дающей людям хлеб, соль, деньги.)

А теперь ещё раз вспомним героев эпоса (Вяйнемейнен, Лемминкайнен, Илмаринен, Похъёла, Куллерво)

Характеристика героя по плану:

- Кто это?

- Как догадались?

- Что помните о герое?

- Какими положительными (отрицательными) качествами обладает?

Слайд 19-29

В класс вбегает старуха Лоухи

  - Вяйнямёйнен, Илмаринен. Все хвалят их и хвалят… Хоть бы меня похвалили. Я – владыка Похьёлы, и вдруг такое непочтение! Не дам о себе забыть! Вот сейчас мне надо превратить этот класс в родную мою мрачную Похьёлу (начинает рисовать чёрной краской  чёрные деревья и коряги)

   - Ребята, надо опередить Лоухи!  Сейчас мы вместе сделаем яркое, красочное панно солнечной Калевалы. Надо нарисовать, что-то яркое, красочное, чтобы не пришёл мрак на нашу землю.

6 человек – 6 рисунков (солнце, радуга, облако, дерево, цветок, бабочка)

- Фу, опять не успела.. (топчет свой рисунок) До чего обидно! Один на один я бы с любым из них справилась, в том –то и беда моя, что их много.

 

- Наконец-то поняла, что в дружбе сила. Этому давно учит народ. Так действовали и калевальцы.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. (дети вспоминают пословицы о дружбе)

- Да, в дружбе сила. Да только не тягаться вам со мною. Нет ведь больше Сампо в мире, погубила, разбросала я по морю его части. Нету счастья у народа!

 

- Долго-долго собирала

   Я лучи от Солнца-счастья.

   Их упрятала в темницу,

   Верила, что Мрак и Холод

   Одолеют вас

   И будет Мрак царить

   И править Холод…

 

- Так ли это? Мы сейчас узнаем.

Чтение 34 главы «Герои Калевалы освобождают небесные светила из заточения»

- Одолели! Вновь одолели! (Старуха Лоухи убегает)

5 Закрепление материала

- Нет больше старой Лоухи. Скажите словами из  эпоса, как без неё живёт народ? ( стр. 190 от слов «С той поры навсегда…» и до конца) Почему счастливо? Как вы догадались? (Для всех солнышко посылает свет и тепло, люди начинают день звонкой песней.)                                                                                                                                                                               - А когда люди поют звонкие песни,  когда у нас радостные дни и ясные тихие вечера? (когда на планете мир, когда мы свободны и независимы)

Работа с выставкой работ учащихся.

Многие художники с удовольствием рисовали иллюстрации к эпосу «Калевала» .Кто иллюстрировал ваши книги (Николай Михайлович Кочергин), М.Мечев, Т.Г, Юфа. Каждый художник по-своему отразил мир эпоса. А теперь обратимся к вашим работам. Кого вы изобразили? Чем занят герой?

6 Итог:                                                                                                                                                                     - Чему же учит нас карело-финский эпос «Калевала»? Что самое главное в жизни каждого человека? (Жить в мире и согласии, честно работать на своей земле, уважать труд других людей, растить себе достойную смену)

Карело-финский эпос «Калевала» переведён более чем на 30 языков народов мира. В основу симфонической поэмы Р,Пергамента «Айно» положены сюжеты рун эпоса. Эпос не оставил равнодушным и кинематографистов. В селе Кончезеро снимались эпизоды к кинофильму «Сампо». Эпос «Калевала» называют жемчужиной северного края.

Слайд 30

- Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Собирателю рун Элиасу Лённроту, создавшему увлекательный рассказ о жизни в далёкие времена народа-труженика, народа-творца.)

7 Рефлексия.

Покажите, с каким настроением вы уйдёте с урока.

Что на сегодняшнем уроке было для вас наиболее интересным? Что запомнилось?Какие знания, приобретённые на занятии, пригодятся в дальнейшем?

Использованная литература:

1 А.Ф. Мухина, Л.И. Шитикова  «Младшим школьникам о «Калевале», Петрозаводск «Карелия» 1985 г.

Интернет – источники:

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: shungaschool
Просмотров: 888 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz