Организационный момент. Мотивация к работе
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3.Постановка
учебной задачи,
проблемного
вопроса
4.Построение проекта выхода из затруднения
( открытие нового знания)
5.Первичное закрепление
6. Работа в парах с проверкой по эталону
7.Итог
8. Рефлексия деятельности
9. Домашнее задание
|
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Чтение у нас сейчас.
Слушаем внимательно, руку поднимаем и друг другу помогаем.
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Вася. Я - инопланетянин. Пролетая мимо, мой звездолёт сломался, пришлось сделать вынужденную посадку. А пока я хочу узнать как можно больше о месте, где я оказался. Помогите, пожалуйста, перезагрузить систему.
- Да, место не знакомое.
- Ребята, вы согласны помочь Васе?
Ребус
Р 1 а
- Предположите о чём будем говорить на уроке.
Мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
Послушайте, как звучит слово Родина.
-Оно может звучать гордо, и тревожно в минуты опасности, с болью и тоской в минуты переживания.
- Составим схему слова родина
-Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько звуков? А букв?
А что же такое Родина?
Давайте посмотрим в словаре
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
– Посмотрите на географическую карту России. Что можно сказать о нашей Родине, глядя на карту?
- Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ею.
Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
- А как сейчас её называют? (Россия, Российская Федерация)
Федерация потому что на территории России проживает 128 народов . все мы живём как большая дружная семья.
Физминутка(подбор антонимов)
Россия - большая, а Шуньга - …
Моря - глубокие, а лужи - …
Солнце – высоко, а земляничка - …
Дальний Восток – далеко, а Шуньгский Бор - …
Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского – педагога, автора детских рассказов.
- Прочитайте название рассказа на доске.
- Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Светлана. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, меня зовут Светлана Анатольевна: Светлана, дочь Анатолия.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
- Первичное чтение произведения учителем.
- Беседа по содержанию:
- Что нового вы узнали из рассказа?
-Чтение рассказа по цепочке
- Выборочное чтение:
- Почему автор называет Россию отечеством?
- Почему автор называет Россию Родиной?
- Почему автор называет Россию матерью?
- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
- Беседа по иллюстрации
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- Кто изображён на иллюстрации сверху?
- Как зовут этого всадника?
- Что он делает?
- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
- А как изображено настоящее?
- А есть ли на земле другие государства?
- Где вы уже побывали, в каких странах?
- Скучали вы по родному дому? Почему?
- Хотелось ли вам возвратиться домой?
- А как всё это можно назвать?
- Может быть у человека две или три Родины?
- Почему?
- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,
хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.
Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,
«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
Работа с пословицами
- Своя земля и в горсти мила.
- Всякому мила своя сторона.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
-Как понимаете пословицу?
- Ребята, скажите , что является главным богатством страны?
(Мы, люди, граждане своей страны: те , кто делает страну, богаче, могущественнее, красивее
- Нашему другу инопланетянину Васе пора в дорогу.
- На что же похоже это изображение?(ватман)
Как называется наша страна?
Разве она такая серая, некрасивая?
Какая наша страна? (огромная, необъятная, могучая, славная, гостеприимная красивая и т.д.)
- Давайте вместе украсим нашу Родину. Какой мы её видим.Выберите на партах фотографии и рисунки, которые раскрывают смысл слова Родина.
- Почему выбрал этот рисунок?
Посигнализируем нашему другу Васе( светофорики)
Просмотр видеофильма « С чего начинается Родина»
Нарисуйте иллюстрацию на тему «Наша Родина», перечитайте рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
|
Показ ватмана с изображением нашей Родины (контур России)
Дети отгадывают ребус.
Будем говорить о нашей стране, о Родине.
Ласково, нежно.
Составляют звуковую схему слова. Работают индивидуально.
Объясняют смысл слова.
Работа со словарём.
Дети читают стихотворение
Большая, раскинулась на тысячи км с севера на юг и с запада на восток.
Руки в стороны.
Руки вверх и вниз.
Показ.
Смотрят на слайд.
Работа с учебником стр.
86-87
Ответы детей
Работа с пословицами в парах Дети собирают пословицы в парах, проверка на доске .
объясняют
Это наша страна, наша Родина.
Составление коллажа
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
|
Положительное отношение к учению, познавательной деятельности (Л.)
Соблюдение культуры поведения в учебном процессе. Умение слушать и отвечать в соответствии с поставленной задачей. (К.)
Умение работать самостоятельно и оценивать свою деятельность (П.)
Поиск информации, работа с разными источниками. (П.)
Умение работать с текстом, рассуждать, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Умение полно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос.
Обосновывать свои суждения. (П.)
|