Здравствуйте, ребята, уважаемые жюри. Сегодня мы проводим
турнир грамотеев, который покажет, кто не ленился, а усердно изучал русский
язык, который поможет расширить ваши знания в области русского языка.
Русский язык – это национальный язык русского народа, один
из богатейших языков мира, поэтому к языку, к слову русскому, нужно относиться
очень бережно.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие
поэты и писатели:
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и
подарок.» (Н. В. Гоголь)
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с
быстротой поражающей.»
Некоторые строчки я вам напомню:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Итак, в турнире принимают участие четыре команды. Капитаны,
представьте свои команды.
1. Команда «Грамотеи»
Девиз: «Грамоте учиться всегда пригодиться».
2. Команда «Везунчики»
Девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».
3.Команда «Алфавит».
Девиз: «Алфавит один за всех и все за одного».
4. Команда «Умники и умницы».
Девиз: «И пусть острей кипит борьба сильней
соревнование. Успех решает не судьба, а
только наши знания».
Разрешите вам представить неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Надо очень постараться
Веру в нас не обмануть.
Ну команды, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
I. Итак, наш первый конкурс знатоков народной мудрости.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Я буду зачитывать первую половину, а вы должны восстановить
вторую. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Если знаете, то
поднимаете руку.
1. Без труда
(не вынешь рыбку из пруда).
2. Не рой яму
другому (сам в неё попадешь).
3. Как аукнется
(так и откликнется).
4. Не имей сто
рублей (а имей сто друзей).
5. Друзья
(познаются в беде).
6. В одно ухо
влетело(а в другое вылетело).
7. Встречают по
одежке (а провожают по уму).
8. Рыба ищет
(где глубже, а человек, где лучше).
9. С миру по
нитке (голому рубаха).
10. Сколько волка
ни корми ( а все равно в лес смотрит).
11. Заставь
дурака молиться, Богу молиться (он и лоб расшибёт).
12. Не плюй в
колодец (пригодиться воды напиться).
13. Не родись
красивой (а родись счастливой).
14. Не зная
бороду (не суйся в воду).
II. Следующий конкурс называется «Черный ящик».
У меня приготовлен черный ящик, в котором некие предметы, я
своими объяснениями постараюсь намекнуть, что лежит в ящике. ваша задача – за
время моего объяснения угадать этот предмет и принести команде 1 балл.
1 команда.
Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь
сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой.
Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто
очень волнуется, будет на них сидеть! Новая одежда только с ней.
(Иголка)
2 команда.
В неё можно поместить водоплавающую птицу, но все будет
безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё
концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы
не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же
интересах на неё ответить. Чего это ?
(Вода)
3 команда.
Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться.
Давным-давно она была почти на все золото. Её помешать гостю прямо в яства.
Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то вообще не клали. Что
же это за съедобный предмет?
(Соль)
4 команда.
Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть
мокрым, быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь
средство для разгадки или понимания чего-либо. Что ж находиться в этом черном
ящике?
(Ключ)
Жюри подготавливает итоги.
III. Посмотрите сценку. В этой сценке содержащей вопрос!
Сценка «На необитаемом острове».
Книга «Русский язык 5-9 классы». Интеллектуальный материал.
(Познавательные игры, турниры, викторины). Авторы-составители: Т. А. Курушина,
В. А. Высистая. Волгоград. Учитель. 2009 г.
с 15.
Спасибо.
Ребята, на нужно спасти девочек, исправить ошибки.
Исправленный вариант: Мы, ученики Шуньгской средней школы,
попали на необитаемый остров и просим помощи. Нас нельзя оставить на острове.
IV.Проверка домашнего задания.
1. Стихотворение
«Слово о словах».
2. Стихотворение
Якурнова.
3. Сказка о
суффиксах и приставках.
4. Сценка
«Вежливый Петрусь».
Вопрос всем командам: Был невежлив Петрусь или нет?
V. В связи с этим такое задание – Речевые ситуации!
1) В школе
навстречу вам идёт учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли
здороваться? Как вы это сделаете? Что скажете?
2) Учитель
занят, разговаривает или проверяет тетради! Вам хочется о чем-то спросить. Ваши
действия и слова.
3) Вы едете в
переполненном транспорте, увидели бабушку, которая находится недалеко от вас.
Ваши действия.
Хорошо, что у нас в классе есть грамотные ученики, а то эти
девочки так бы и остались на необитаемом острове.
Предлагаю вашему вниманию ещё одну сценку! «На уроке»
Учитель: Расскажи, Петров, о сложном предложении.
Петров: О сложном
предложении. Ну вот, значит, сложное предложение, это, значит, так сказать,
простое, которое простое, так сказать, значит, состоит из двух, значит, простых
предложений, значит в одно целое по смыслу и предложению. Сложное предложение,
бывает, ну как это! Ага, вспомнил, сложносочиненное предложение и
сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение называется, значит,
предложением, которое вот это, ну, состоит из самостоятельных предложениях
соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненное предложение – это,
значит, понимаете, ну вот, такие, в которых, простые предложения соединены, ну
каких, ну, подчинительных союзах.
(Во время ответа учительница что-то подчитывает).
Учитель: Садись, Петров, 2.
Почему?
Ответ: За культуру речи – 2. Из 80 слов у мальчика
употреблено нужных 50 и «сорняков» - 30. (слова «паразиты»).
«Телефонный разговор».
- Вам звóнит
учительница.
- Не верю – прервал
Алесей (Алексей повесил трубку).
Через минуту звонок.
- Вам звóнит
преподавательница.
- Не верно!
В третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев,
Вам звóнит преподавательница. Ну почему
Вы не верите?
Почему мне не поверили?
Ответ: Потому что правильно говорить звонúт, а не звóнит.
VI. Игра «Найди новое слово».
Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 5
минут.
Имя существительное.
За каждое вновь полученное слово – 1 балл.
VII. Фонетические вопросы-загадки.
Ребята, Вам надо отгадать загадки и сделать фонетический
разбор отгадок.
1 команда.
1. По волнам
гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжется как
крапива.
(Медуза)
2. Живет она
между камнями,
Голова с четырьмя ногами.
(Черепаха)
2 команда.
1. Летом за
пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
2. В воде
живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)
3 команда.
1. Стой, плотва
и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду,
На охоту я иду!
(Щука)
2. Домовитая
хозяйка.
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
4 команда.
1. Весь день в
воде,
А водой не насытится.
(Утка)
2. В болоте
плачет,
А из болота не идет.
(Кулик)
VIII. Конкурс капитанов.
Без подготовки правильно произнести написанные слова.
1 команда.
Чтобы, шофер, шоссе, фарфор, упростить, торты, скучный,
силос, сантиметр, выздороветь, была, дала.
2 команда.
Алфавит, доска, у доски, на доску, кашне, квартал, магазин,
модель, облегчить, партер, портфель, тьма.
3 команда.
Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный,
столяр, тест, теннис, яичница, углубить.
4 команда.
Что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук,
свекла, положить, понял, расположить, свитер.
IX. «Чтение скороговорок».
Скороговорка – это быстрая речь, искусственно, ради забавы
придумано.
Фраза с трудно произносимым подбором звуков, которое нужно
произнести быстро, не запинаясь.
Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь,
на листах, записаны скороговорки. вы читаете скороговорки про себя. А теперь
посмотрите на чьем листочке стоит цифра один, тому первому надо быстро
произнести вслух.
Скороговорку надо прочитать три раза и постараться сделать
это без ошибок.
Скороговорки:
1 команда.
Шит колпак, да не по – колпаковски, надо колпак
переколпаковывать.
2 команда.
Расскажу я про покупку, про крупу да подкупки.
3 команда.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
4 команда.
Три дровосека на трёх дровах дрова рубят.
X. Блиц-опрос.
Отгадайте слова по лексическому значению:
1) Какое русское слово состоит из 3-ех слогов, а
указывает на 33 буквы? (Алфавит).
2) Какое слово
принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя).
3) В названии
какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
4) Какой раздел
науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
5) Какой падеж
существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).
6) В каком
слове отрицание нет слышится сто раз? (Стонет).
7) Что общего у
дня и ночи (Ь на конце слова).
8) Что у цапли
впереди, а у зайца сзади? (Буква ц).
9) В каком
слове сорок гласных? (Сорока).
10) В каких
словах по 100 согласных? (Стог, стол, стоп, сток).
11) Какую часть
слова можно найти в земле? (Имя существительное).
Вот и закончился наш турнир. Жюри прошу подвести итоги. Я
хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в этом турнире.
Слово предоставляется жюри.
|