Цель: активизировать работу обучающихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения обучающихся самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Этап урока
|
Название приема
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
1.Постановка педагогической задачи
|
|
- Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте мы их поприветствуем.
|
Учащиеся встают и здороваются.
|
2.Подготовка к решению учебной проблемы: актуализация способа и опыта решения учебных задач.
|
Стадия вызова.
Целеполагание.
|
Чтение стихотворения «Заонежье моё» под музыку.
- Это стихотворение написал наш земляк, талантливый карельский поэт, писатель и общественный деятель, который прожил большую и яркую жизнь. Посмотрите на портрет, узнаёте? Назовите фамилию, имя, отчество поэта и писателя.
Учитель открывает лист с ФИО на доске.
Сформулируйте тему урока.
Посмотрите на даты жизни (1931-2015). Когда родился поэт?
В каком году его не стало?
Сколько лет исполнилось бы в этом году Костину со дня рождения 4 ноября?
Верно, юбилейная дата - 85-летие со дня рождения Костина - будет отмечаться в 2016 году.
|
Учащиеся отвечают.
Карельский поэт Иван Алексеевич Костин
4 ноября 1931 г.
В 2015 году 28 октября.
85 лет со дня его рождения.
|
3. Создание проблемной ситуации.
4.Формулирование проблемы.
|
Приём ТРКМЧП «Знаю –не знаю – хочу узнать»
|
-А теперь давайте выясним, что мы знаем, чего не знаем и что хотим узнать об этом писателе. Для этого попрошу вас ответить на вопросы таблицы. Ставим знак +, если вы знаете ответ на вопрос, -, если не знаете, соответственно – или +, если хотите узнать.
- На какие вопросы вы ответили утвердительно?
Отрицательно? На какие вопросы вы хотите узнать ответ?
Сформулируйте цель урока, в этом вам помогут слова: узнать, познакомиться, выяснить)
|
Работа в парах.
Индивидуальная работа учащихся за партами: заполняют таблицу.
(1)
(2-14)
(2-14)
познакомиться с биографией и творчеством Ивана Алексеевича Костина
|
5. Поиск способа решения проблемы.
|
|
- Скажите, где мы можем взять информацию о Костине? В каком источнике?
В вашем учебнике мы можем узнать? Почему?
Тогда где можно найти информацию?
Хорошо, все предложенные вами способы нахождения информации мы используем на уроке.
|
Нет. Потому что это карельский поэт
в интернете, в библиотеке, на уроке от учителя
|
|
|
У вас на партах лежат разноцветные звезды. Мы должны сформировать 4 группы, посмотрите на цвет вашей звезды. Те, у кого звёзды жёлтого цвета, объединятся в группу №1, зелёные – в группу №2, оранжевые – в группу №3, розовые – в группу № 4
Давайте прочитаем правила работы в группе (на слайде):
Для работы в группе, предлагаю пользоваться условными знаками: – прошу тишины (прикладываем палец к губам),
– спасите, просим помощи (поднимаем руку)
|
Учащиеся создают 4 группы в соответствии с цветом
Ученик читает:
Запомни и соблюдай простые правила:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
|
6.Решение проблемы.
|
Стадия
осмысления.
|
- Сейчас мы с вами станем исследователями. Для начала выясним, что такое кластер?
Посмотрите на слайд. Что изображено?
Кластер – это и есть схема с обозначением всех связей.
Мы сегодня с вами будем заполнять кластер – схему другого вида, посмотрите на слайд.(гиперссылка)
В процессе работы надо найти ответы на вопросы, связанные с биографией Ивана Костина. Каждая группа выполняет своё задание в соответствии с цветом вашей группы. Прочитай на слайде задание,......:
Таким образом, мы заполним весь кластер. Открываю листки на доске другой стороной.
Как только вы справитесь с заданиями, нужно будет представить итоги своей работы, озвучить. Поднимите руки, если есть вопросы.
Итак, можно начинать работу в группах.
|
схема
- прочитайте текст,
- выберите необходимую информацию,
- найдите ответ на вопрос
- запишите ответ на листках.
Групповая работа.
|
7.Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы.
|
Приём
«Составление
кластера»
|
–Представление группами итогов работы.
Остальные группы заполняют свободные места в кластере, слушая выступающих.
|
жёлтые Группа №1: «Описание детства, юности, учебы»
зелёные Группа №2 «Иван Алексеевич Ко́стин — русский поэт, писатель»
оранжевые Группа №3 «Тема родины в творчестве И.А. Костина»
розовые Группа № 4 «Иван Алексеевич Ко́стин - общественный деятель»
|
8.Применение обобщенных выводов к решению частных задач.
|
|
- Итак, давайте снова возьмём свои листочки с табличками и отметим значком + вопросы, на которые узнали ответ.
На все вопросы мы узнали ответ? Узнали сведения из биографии и творчества писателя Ивана Костина?
|
В парах учащиеся отмечают в таблице.
Да
да
|
9.Диагностика умения решать проблемы.
|
Рефлексия
|
-А теперь, чтобы закрепить наши знания, выполним следующее задание: напишем синквейн
- Что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). Какие правила существуют для его написания?
- Напишите синквейн по теме «Иван Костин»
- Зачитайте, что у вас получилось по группам.
|
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Написание синквейна (работа в группах)
Учащиеся зачитывают.
|
10. Оценка.
|
|
Оцените, пожалуйста, свою работу в группах.
А теперь оцените по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Для этого прикрепите на доске –на лесенке успеха свою звёздочку на соответствующей ступеньке: 2-3-4-5
|
Делают выводы и обобщения, оценивают на листочках.
Оценивают свою деятельность.
|
11. Подведение итогов. Вывод.
|
|
Посмотрите, как мы сегодня поработали. Молодцы!
Подведём итог урока: с творчеством какого поэта мы познакомились сегодня?
Какой вы думаете, нужно ли изучать многогранное творчество нашего земляка - истинного патриота Заонежья?
Думаю, что вы ещё не раз встретитесь с этой темой на других уроках.
-Кто-нибудь из вас захотел побольше узнать о творчестве нашего земляка?
|
С творчеством Ивана Алексеевича Костина.
Да, нужно продолжать изучать.
|
Приложения.
Знаю –не знаю – хочу узнать
Вопрос
|
Да, знаю
|
Не знаю
|
Хочу узнать
|
1 Где и когда родился Иван Алексеевич Костин?
|
|
|
|
2. Где воспитывался после смерти матери?
|
|
|
|
3. В каких учебных заведениях учился Иван Алексеевич?
|
|
|
|
4. Где и кем работал Иван Алексеевич?
|
|
|
|
5. Когда и где умер Костин?
|
|
|
|
6. Как называлась первая книга стихов и когда была опубликована?
|
|
|
|
7. В какой документальной книге раскрывается трагическая судьба нашего своебразного и неповторимого края?
|
|
|
|
8. Какие произведения были написаны Костиным?
|
|
|
|
9. Какая книга издана самой последней?
|
|
|
|
10. Какая тема является одной из главных в лирике Ивана Костина?
|
|
|
|
11. В каких произведениях отразилась тема природы? Приведите примеры
|
|
|
|
12. Как называлась литературная студия, которой в течение 26 лет руководил Иван Алексеевич?
|
|
|
|
13 Как называется общественная благотворительная организация, которую с 1996 года возглавлял Иван Алексеевич?
|
|
|
|
14. Какие звания и награды присвоены поэту И.А.Костину?
|
|
|
|
1 группа: «Описание детства, юности, учебы»
Иван Алексеевич Костин родился 4 ноября 1931 года в деревне Хашезеро (Заонежье), что стоит невдалеке от села Шуньга Медвежьегорского района.
Отец работал приёмщиком пушнины, мать — в артели «Заонежская вышивка». В начале Советско-финской войны (1941—1944), когда отец Алексей Петрович был призван на фронт, умерла мать Елена Васильевна. Воспитывался в детском доме.
В Сегежском ремесленном училище получил специальность токаря, до призыва на срочную службу в армию работал на Сегежском ЦБК.
Служил в воздушно-десантных войсках СССР. Демобилизовавшись, приехал в Петрозаводск, работал токарем, каменщиком, окончил вечернюю школу.
Заочно учился и окончил Литературный институт имени А. М. Горького (однокурсник поэта Николая Рубцова).
После окончания Литературного института работал консультантом в Союзе писателей Карельской АССР. Член Союза писателей СССР с 1971 года, член Союза журналистов СССР, руководил литературной студией при Союзе писателей Карельской АССР, работал ответственным секретарём Союза писателей Карелии и заведующим отделом поэзии журнала «Север».
Умер 28 октября 2015 года. Похоронен в Петрозаводске на мемориальном Сулажгорском кладбище.
2 группа «Иван Алексеевич Ко́стин — русский поэт, писатель»
И.А.Костин написал более 90 стихов о своей малой родине, о своих земляках. Большая часть из них относится к последнему двадцатилетию творческой деятельности поэта.
Свою первую книгу стихов «Полет» Иван Костин опубликовал в 1962 году, еще являясь студентом Литературного института. После его окончания И. А. Костин работал журналистом и, конечно, писал стихи и прозу. Уроженец Карелии, он воспевал свое родное Заонежье в поэзии, болел за его настоящее и будущее.
В 1990 году выпустил документальную книгу «Быль и боль Заонежья», раскрывая трагическую судьбу этого своебразного и неповторимого края.
Последняя книга стихов автора «Дорога домой» вышла в 2014 году.
- Полёт: Стихи. — Петрозаводск, 1962. — 90 с.
- Золотец: Стихи и поэма. — Петрозаводск, 1968. — 86 с.
- У Онего, среди перелесиц: Стихи и поэма. — Петрозаводск, 1971. — 111 с.: ил.
- До первого заснежья: Стихи. — Петрозаводск, 1975. — 95 с.
- Каменных дел мастера: (Онежское рудоуправление). — Петрозаводск, 1977. — 64 с.: ил.
- Светлое число: Стихи. — Петрозаводск, 1978. — 111 с.: ил.
- Озёрные песни: Стихи, поэма. — Петрозаводск, 1981. — 136 с.: порт.
- Свет озёр: Стихи. — М., 1982. — 111 с.: ил.
- Сотворение красоты: [Очерки]. — М., 1982. — 86 с.
- Были Заонежья: Очерки. — Петрозаводск, 1983. — 110 с.
- Осенние листья: Стихи. — Петрозаводск, 1984. — 102 с.
- Озеро: Стихи, поэмы. — Петрозаводск, 1986. — 118 с.
- Слово вольное поведаю: Повесть о вопленице И. А. Федосовой. — Петрозаводск, 1989. — 188 с.
- Быль и боль Заонежья: Документальная повесть.—Петрозаводск, 1990. —127 с.
- Остров сокровищ: Документальная повесть о сказителях Рябининых. — М., 1991. — 192 с.
- Откровение: Стихи, поэмы. — Петрозаводск, 1991. — 221 с.
- Заонежский словарик: (Местные слова и образцы народного говора Заонежья). — Петрозаводск, 1998. — 27 с.
- Меж добром и злом: Стихи. — Петрозаводск, 2000. — 30 с.
- Заонежские частушки. — Петрозаводск, 2000. — 113 с.
- Прозвища деревень наших: Короткие рассказы. — Петрозаводск, 2003. — 12 с.
- Запах росы: Стихи. — Петрозаводск, 2002. — Петрозаводск, 2002. — 224 с.
- Заонежье моё: Стихи. — Петрозаводск, 2005. — Петрозаводск, 2005. — 54 с.
- Скошенная роса: Стихи и поэмы. — Петрозаводск, 2012. — 192 с.
- Стихи «Дорога домой» 2014 г.
Покажите и зачитайте названия сборников стихов.
3 группа «Тема родины в творчестве И.А. Костина»
Тема Родины – одна из главных в лирике Ивана Костина. О чем бы он ни писал – о своих переживаниях, об исторических переломах в жизни страны – всегда перед ним образ Заонежья. В своих стихах Иван Костин очень тонко все подчеркивает:
«Заонежье мое, Заонежье-
Перелески, поля, валуны
Да манящая синь побережья
С тихим плеском онежской волны».
Костин воспевает свой родной край, так как он постичь его не берется, не потому, что он не может этого сделать, а потому что Заонежье не имеет границ для него.
Вот одно из стихотворений поэта о родной земле:
И снова мне родина снится:
Над желтым обрывом стрижи,
С травой-муравой бережницы
И узкая тропка во ржи.
Дорога, где вязнет телега
У хляби осенней в плену;
Задумчивый рокот Онего
И дом наш, сгоревший в войну
Все снятся в жару или в стужу
Приметы родной стороны,
И чувства теснят мою душу
До самой ее глубины.
Прочитайте выразительно 2 стихотворения И.А.Костина.
4 группа «Иван Алексеевич Ко́стин - общественный деятель»
Много лет он посвятил работе с молодыми авторами, формируя литературные вкусы и умения у нового поколения карельских писателей. 26 лет Иван Алексеевич руководил литературной студией «Живое слово», занимался пропагандой карельской литературы.
Иван Алексеевич Костин был другом Национальной библиотеки, часто участвовал в литературных вечерах, посвященных писателям и поэтам Карелии.
С 1996 года Иван Алексеевич возглавлял общественную благотворительную организацию «Земля Заонежья» и работал в ней, пока хватало сил и здоровья.
Звания и награды
И. А. Костин награждён Почётной грамотой Совета министров КАССР, ему присвоено звание заслуженного работника культуры России и Заслуженный работник культуры Карелии.
Награждён Пушкинской юбилейной медалью Министерства культуры РФ и Орденом Дружбы народов.
18 сентября 2015 года Ивану Алексеевичу присвоено почётное звание «Народный писатель Республики Карелия»
И. А. Костин оставил богатое литературное наследие и добрую память о себе.
|