Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 12:13

  МКОУ "Шуньгская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [79]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Жизнь и творчество П.И Чайковского
[ Скачать с сервера (47.5 Kb) ] 26.03.2017, 09:48

Урок музыки в 7 классе.

«Гений музыки, света и добра»

Тема урока: Жизнь и творчество П.И Чайковского.

Цель: Осознать силу музыки П.И. Чайковского, воспевающую красоту природы, красоту, богатство и силу самой жизни.

Задачи урока:

- передать детям знания основ музыкального творчества великого русского

композитора П.И. Чайковского;

- приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере пьес «Времена

года»;

- научить анализировать и сравнивать музыкальные произведения;

- способствовать развитию эстетических чувств у школьников, воспитать у

ребят любовь к музыкальной и живописной прелести русской природы.

Методы и приемы на уроке:

наглядность, активный диалог с учащимися, словесные, проблемно-поисковые наблюдения.

Материал:

художественно-музыкальный, поэтический, иллюстрации картин известных художников на основе презентации.

Оборудование урока:

компьютер, проектор, иллюстрации картин, рисунки детей, портрет П.И. Чайковского

Музыкальный материал:

  • «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»
  • Фрагменты из балетов: «Лебединое озеро»- слушание.
  • Цикл пьес «Времена года» - слушание

 

  • урока.

Учитель: Добрый день! Рада приветствовать на уроке музыки! Мы продолжаем разговор о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством. И сегодня наш урок посвящается творчеству известного русского композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывок из его произведения.

Слушание произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Учитель: Каково ваше впечатление, что вы чувствовали во время восприятия музыки? Как вы думаете, почему эта музыка способна оказывать на людей такое сильное воздействие

Кто автор этого произведения?

Учитель: Мы вновь возвращаемся сегодня к творчеству великого русского композитора, известного всему миру – П.И. Чайковского.

Слайд 1

Наш урок называется: «Гений музыки, света и добра».

Слайд 2

Целью нашего урока будет-более углублённо познакомиться с биографией и творчеством великого русского композитора.

Слайд 3

Запишите в своих тетрадях имя, отчество, фамилию и годы жизни композитора.

Слайд 4

Учитель: Эпиграфом нашего урока станут слова самого композитора

Слайд 5

Начнём знакомство с краткой биографии композитора.

Слайд 6,7

Родился П. И. Чайковский 25 апреля (по старому стилю) 1840г. в семье горного инженера, управляющего заводом в Воткинске. Поселок при заводе мало чем отличался от деревни - глухая провинция без театров и учебных заведений. Но зато здесь открывались взору картины родной природы, здесь широко и привольно лилась народная песня, звучала яркая, выразительная крестьянская речь.

Будущий композитор получил домашнее начальное образование. Гувернантка Фанни Дюрбах первой заметила необычайную впечатлительность и одаренность ребенка, его тягу к музыке.

Музыкальность проявилась в Петре довольно рано. Получив от матери элементарные понятия о музыке он, уже в пять лет верно подбирал на фортепиано небольшие пьесы и обнаруживал такую любовь к музыке, что когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и сильно ранил себе руку. Это происшествие обратило внимание родителей на непреодолимое влечение мальчика и заставило их серьезно отнестись к его музыкальному развитию. Была приглашена учительница музыке - Марья Марковна Пальчикова. В 4 года Петя сочинил с сестрой Сашей первую свою пьеску "Наша мама в Петербурге". В 8 лет он уже хорошо играл на рояле.

"Я…никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен", - пишет девятилетний мальчик своей гувернантке. Занятия музыкой для него не забава, не обязанность, а внутренняя потребность, источник красоты, радости, сильных переживаний.

Когда Чайковскому исполнилось 10 лет, его отдали в Петербургское Училище правоведения. Но и там он продолжал заниматься музыкой.

П. И. Чайковский всерьез занялся музыкальным образованием только в 22 года - случай, прямо сказать, небывалый во всей мировой истории.

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией. Консерваторию он заканчивает через 3 года с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в Московской консерватории. Очень любит посещать театр, оперу…

Слайд 8

Учитель: Богатство музыки Чайковского неисчерпаемо. Эта музыка захватывает и влечет к себе, будит высокие чувства и высокие мысли.

  • писал музыку во всех жанрах и в каждом из них сказал новое слово гениального художника. Прошло более 100 лет со дня смерти великого человека, но до сих пор музыка его жива и современна. Давайте познакомимся с операми и балетами, к которым Чайковский сочинил музыку.

Слайды 9,10,11,12,13

Слушание музыкального отрывка из балета «Лебединое озеро».

Учитель: Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. Одно из выдающих произведений Чайковского – цикл пьес «Времена года»

Он был выпущен в 1876году. Чайковский написал этот цикл по просьбе издателя петербургского журнала "Нувеллист" Н. М. Бернарда.

ЦИКЛ - это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

В фортепианном цикле Чайковского 12 пьес. Каждая пьеса соответствует названию месяца года:

Слайд 14

Сейчас мы познакомимся с названием каждого месяца и послушаем небольшие музыкальные отрывки из произведений. Каждый месяц с названием записываем в тетрадь.

Слайды 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30.

Январь - " У камелька"

Февраль - " Масленица"

Март - " Песнь жаворонка "

Апрель - "Подснежник"

Май - "Белые ночи"

Июнь - "Баркарола"

Июль - " Песнь косаря"

Август - "Жатва"

Сентябрь - " Охота"

Октябрь - " Осенняя песнь"

Ноябрь - " На тройке"

Декабрь - " Святки ".

Слушание музыки.

Учитель: А сейчас мы обратимся к музыкальному альбому, в который вошли музыкальные произведения. которые мы уже слушали в начальных классах.

Слайд 31

Да, это «Детский альбом». Состоит он из 24 небольших фортепианных пьес.

Слайд 32

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову. Одному из племянников композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений.

Вспомните, какие пьесы из этого альбома мы с вами уже слушали.(ответы)

Слушание «Марш деревянных солдатиков»

Учитель: В каких же ещё музыкальных жанрах сочинял композитор?

Давайте познакомимся.

Слайды 33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43.

В тетрадь записать наиболее известные произведения.

Учитель: Чайковский писал музыку во всех жанрах и в каждом из них сказал новое слово гениального художника. Богатство музыки Чайковского неисчерпаемо. Эта музыка захватывает и влечет к себе, будит высокие чувства и высокие мысли.

В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.

Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.

Вот некоторые воспоминания современников о композиторе.

Слайды 44, 45, 46, 47, 48, 49

Учитель: П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились к ДОБРУ. Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна. Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Чайковского, и вы с интересом будете слушать её и дальше. Ведь музыка этого композитора нас учит идти только по дорогам любви и добра.

 

Как жаль, что урок наш подошел к концу,

Но музыка в душе осталась.

Чайковский так о многом нам сказал,

И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Рефлексия. Обобщение

ВЫВОД: Искусство - великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.

Учитель: попрошу вас, ребята, ответить на мои вопросы..

«Знаешь ли ты П. И. Чайковского»?

1. Где и когда родился великий композитор П.И. Чайковский?

2. Где композитор получил музыкальное образование? (Петербуржская консерватория)

3. Под каким названием Чайковский создает цикл фортепианных пьес?

4. Как называется октябрьская пьеса композитора? («Осенняя песня»)

5. Какой месяц соответствует названию «Подснежник»?

6. Назовите праздник, когда люди по традиции пекут блины. Одноименное название и у последней зимней пьесы. («Масленица»)

7. Где провел свои последние годы жизни композитор?

8. В каком городе проходит Международный конкурс любителей классической музыки имени П.И. Чайковского, куда приезжают люди со всех уголков земли? (Москва)

Д/з: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве П. И. Чайковского

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ольга
Просмотров: 549 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки РФ
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • /

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz