УМК: Предметная область (автор учебника): Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М: Просвещение, 2012.
Цель: закрепление полученных знаний по разделу «Морфемика».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: (прописать из ФГОС):
- развитие умения оценивать свою работу и работу товарища
- развитие самостоятельности и самоконтроля
- развитие внимания и мышления
- обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся
- развитие умения работать с рабочими листами и листами оценивания
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (назвать, перечислить)
- развитие умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- развитие умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- развитие готовности слушать собеседника и вести диалог,
- формирование умения работать со словарем
- развитие умения осуществлять взаимоконтроль при работе в паре, в группе
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- развитие умения применять на практике полученные знания
- развитие умения толковать (объяснять) значения слов
- развитие умения различать однокоренные слова и формы
- развитие умения анализировать высказывание учителя и давать положительную или отрицательную оценку в письменной форме (переводить в рисунок)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: (назвать из программы курса согласно теме урока)
- закрепление полученных знаний по разделу «Морфемика»
- формирование умения распознавать морфемы
- формирование умения различать однокоренные слова и формы слова.
- развитие умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова
- развитие умения составлять слова из частей
ХОД УРОКА
Этапы урока
|
Содержание деятельности
|
|
учителя
|
ученика
|
1.Эмоциональный момент
|
Звучит запись песни – гимна Олимпиады в Сочи – 2014 на перемене
|
|
2.Организационный момент (1 мин.).
|
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Ольга Владимировна.
- С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите олимпийскую ладошку соответствующей стороной. Если у вас настроение замечательное, то покажите ладошку с улыбкой и разноцветными пальчиками, а если грустное, то ладошку с грустным лицом.
Я рада, что урок мы начинаем с хорошим настроением. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь и поделитесь своим зарядом бодрости.
|
Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся с помощью олимпийских ладошек.
|
3. Актуализация знаний
|
- Наш урок называется Олимпийским. Как вы думаете, почему? С каким событием он связан?
- Где и когда прошли Зимние Олимпийские игры?
Давайте вспомним талисманов Олимпиады. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке.
|
С Олимпийскими играми.
с 7 по 21 февраля в России в городе Сочи
Олимпийский Мишка, Леопард и Зайка (показ).
|
4. Словарная работа.
Работа со словарем.
|
- Поднимите руки те, кто знает, что такое олимпиада. Из каких источников мы можем узнать, что такое олимпиада? Все правильно, каким из источников мы можем воспользоваться прямо сейчас на уроке?
- Узнать у учителя. Тогда я предлагаю двум ученикам обратиться за помощью к учителям – нашим гостям.
- 1 ученик работают со словарем, а остальные ребята обсудят между собой в парах и выскажут свое лексическое толкование слова Олимпиада.
- Проверяем. Как же объясняется значение этого слова в толковом словаре?. Зачитай значение, Артем. Какое это слово – однозначное или многозначное? Молодцы, хорошо поработали над лексическим значением слова.
|
из интернета, из словаря, у учителя, из средств массовой информации
Олимпиада - греческое слово olympiados
1. крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимые раз в четыре года.
2. конкурс, соревнование в какой-либо области (математики, истории и т.д.)
|
5. Постановка темы и цели урока
|
- От какого слова произошло слово Олимпиада?
- Что оно означает?
Урок русского языка сегодня не совсем обычный и называется «Дорога на Олимп» (открываю тему на доске). Мы поднимемся на самую вершину Олимпа, если выполним задания на 3 этапах.
Тетради нам не пригодятся, будем работать в рабочих листах. Подпишите фамилию, имя. Запишите число, классная работа. _________________________________________________________
- Давайте определим тему урока и цель. Для этого поиграем в игру «Собери слова». У вас на столах лежат части слов. Работаем в парах. Соберите 3 слова.
Проверяем. Назовите слова, которые у вас получились.
Как они называются?
- Как называются части слов? Назовите их.
- В каком разделе русского языка изучаются морфемы?
- Какую цель урока мы поставим?
- Так вот сегодня мы закрепим полученные знания из раздела «Морфемика». Это промежуточный контроль знаний, т.к. вы еще не закончили раздел.
- Запишите на 3 строке тему: Морфемика. (записываю на доске)
На уроке вы будете учиться оценивать себя сами, оценивать своего соседа. Для этого я раздала листы оценивания. Посмотрите внимательно. Подпишите их.
Если вы правильно выполняете задание, без ошибок, то получаете золотую медаль (штрихуете желтым цветом соответствующий кружок).
Поэтому будьте внимательны, слушайте учителя и тогда у вас все получится.
Победителем – олимпиоником станет тот, кто выполнит правильно все задания талисманов Олимпиады и получит наибольшее количество золотых медалей. А талисманы будут своеобразной копилкой ваших знаний и медалей.
|
- от слова Олимп
- гора в Олимпии, Древней Греции
Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
Олимпиада, олимпионик, олимпиец.
Однокоренные слова
морфемы
в морфемике
закрепить полученные знания по разделу «Морфемика»
Дети записывают тему на маршрутных листах.
|
6. Закрепление
|
- Итак, готовы? Тогда поднимите вверх ладошки, чтобы я увидела вашу готовность.
Стартуем. Поскольку Олимпиада в Сочи зимняя (белая), то мы с вами будем говорить о зимних видах спорта.
|
Дети поднимают вверх ладошки, показывают свою готовность к старту.
|
1) этап. Горнолыжный спорт
|
- Начинаем подъем на вершину горы Олимп. Угадайте предмет и вид спорта. Это слово произошло от глагола «убегать» - лызнуть. Какой предмет в волшебном пакете?
В каких видах спорта встречаем лыжи?
Трудно, что ни говори, мчаться на скорости с горы!
И препятствия стоят – там флажков есть целый ряд.
Как называется спортивный скоростной спуск с гор на лыжах по специальным трассам? Запишите название спорта. - Открываю табличку Горнолыжный спорт
Задание - Графический диктант от Олимпийского Мишки.
Он предлагает выполнить графический диктант, т. е. построить трассу, по которой горнолыжник спускается с горы. Вы должны согласиться или не согласиться с моим утверждением. Для этого вы должны хорошо знать определения морфем.
Согласие, да : Не согласен, нет : -- Поехали! Вопросы на слайде:
1. Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. да
2. Приставка - значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. нет
3. Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова. да
4. Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. нет :
5. Основа – это часть слова без окончания. да
- Проверяем по образцу! Правильный вариант на слайде. Оцените себя. Те, у кого все правильно, без ошибок – желтым цветом заштрихуйте кружок. Это означает, что вы усвоили все термины.
|
Горнолыжный спорт
лыжи
Горнолыжный спорт
да
нет
да
нет
да
Самопроверка по образцу.
Самооценивание.
|
Физкультминутка
|
- Посмотрите на слайд, прочитайте четверостишие.
- Поднимите руки, кто из вас делает зарядку? Молодцы! Проводит олимпийскую разминку друг олимпийского мишки - медведь – панда. Встаем, слушаем внимательно задания и выполняем.
|
Чтоб в спорте первыми быть,
Надо спорт любить.
Чтоб спортсменом мог каждый стать,
Надо день зарядкой начинать.
Дети выполняют задания разминки.
|
2) этап – Хоккей
|
- Все ближе мы с вами к вершине Олимпа.. Угадайте предмет и следующий вид спорта. В этом пакете находится предмет и связан он с таким случаем.
1 подсказка. Однажды солдаты канадского военного гарнизона, прогуливаясь, увидели на льду озера Онтарио этот предмет. День был морозный, и ребята решили погреться. Они схватили палки и начали гонять предмет, пытаясь отбить её друг у друга. Угадали? Что за предмет? пустая консервная банка. Молодцы! А вид спорта?
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
Запишите название вида спорта, а я открою на доске. Хоккей
- Задание от Зайки. Он предлагает вам стать хоккеистами и поиграть в хоккей, то есть забить шайбу в ворота соперника. У нас 2 команды: однокоренные слова и формы слова. Ваша задача: найти в стихотворении соответствующие слова и вписать их в кружки.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
- Поменяйтесь листочками. Взаимопроверка. Назовите счет игры в хоккей. Правильный вариант на слайде: 2 : 3. Проверяем по образцу!
Оцените товарища.
|
пустая консервная банка
Дети вписывают слова в соответствующий кружок.
Взаимопроверка.
|
3) этап Биатлон
|
- Все выше и выше мы к вершине Олимпа. Угадайте еще один вид лыжного спорта, как называется система соревнований на лыжах со стрельбой из винтовки? Очень трудно быть, не спорьте,
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,–
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? ... (Биатлон) Молодцы, угадали – это биатлон. Запишите название спорта. Открываю табличку на доске.
- Как вы думаете, что находится в коробке? (показываю)
Задание от Леопарда: выступаем в роли биатлонистов. Работаем на листочках. Перед вами мишень из 5 кружков. Ваша задача – точно попасть в цель, т.е. вписать соответствующий суффикс в кружок. А для этого нужно образовать новое слово от вида спорта, как называют спортсмена, н-р, хоккей – хоккеист.
-Давайте вспомним, какое было задание, определите, выполнено ли оно, к интерактивной доске выходит Ангелина, закрой 5 кружков в мишени.
Проверьте правильность у доски. Есть ли ошибки? Оцените себя.
Поднимите руку те, кто получил золото, вы усвоили орфограммы на отлично и являетесь победителем биатлона. Поздравляем!
|
Мишень
Самопроверка по образцу на интерактивной доске.
Самооценивание.
|
7. Подведение итогов урока.
|
- И вот мы на вершине Олимпа. Подводим итоги. Посчитайте каждый из вас количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, запишите числа в кружок на вершине горы Олимп.
Поднимите руки с ладошками те, кто набрал наибольшее количество бронзовых медалей, серебряных медалей, а теперь встаньте золотые медалисты. Давайте поаплодируем им! Они стали сегодня победителями – Олимпиониками и награждаются золотыми медалями.
- Ребята, это, конечно, не настоящие медали. Для того чтобы получить настоящее золото и серебро, нужно прикладывать максимум усилий. На это уходят месяцы, годы изнурительных тренировок.
|
|
8. Рефлексия.
|
- Теперь предлагаю оценить вашу работу на уроке. Для этого оцените в 10-бальной системе свою работу, как вы слушали учителя, отвечали на вопросы, выполняли задания. Обведите соответствующий кружок, оцените сами себя.
Поднимите руку, кто из вас поработал на 9, 10 баллов. Молодцы!
Продолжите фразу:
Я узнал, что ______________________________
Мне понравилось ___________________________
Я поняла, что _______________________________
Расскажу дома, что _____________________________
Молодцы! Все работали хорошо, проявили самые лучшие качества спортсменов: целеустремленность, смелость, терпение и трудолюбие!
Все участники сегодняшней игры получают на память об этом уроке олимпийские ладошки. Поднимите их вверх, покажите свое настроение в конце урока. Молодцы!
|
|
9. Домашнее задание.
|
- А теперь откройте дневники, запишем домашнее задание. Составьте предложения, используя названия зимних видов спорта:
золото – 10 предложений, серебро – 8 предложений, бронза – 6 предложений
Спасибо за ваше внимание!
|
|
|